«Нас бомбят. Одевайся — и в подвал». Футболист Саргсян переехал из России в Карабах и попал на войну
Эдуард Саргсян — футболист с паспортом РФ и опытом игры за «Армавир». Но пока серьезной карьеры в России у воспитанника «Кубани» не получается. Сейчас Саргсян, родившийся в Нагорном Карабахе, вернулся в родные края. Полузащитник подписал контракт с клубом «Лернаин Арцах». И рассказал Sport24, каково это — жить в регионе, где обострился армяно-азербайджанский конфликт. В последние дни здесь идут ожесточенные бои.
— Как ты оказался в «Лернаин Арцахе»?
— Агент сказал, что есть вариант поехать в Степанакерт. Я с радостью согласился — вообще без раздумий! Потому что это моя родина.
Плюс у меня отец в свое время был вратарем «Лернаин Арцаха». Для меня честь оказаться в этом клубе. Вот я и вылетел из Краснодара в Москву — оттуда в Ереван — потом на такси добирался в Арцах. Да, у меня российское гражданство, но никаких проблем не было. Клуб помог с бумагами, чтобы я смог вылететь из России в Армению.
— Где ты был, когда все началось?
— Дома в Степанакерте жил у своей тети. В этот день мы должны были выехать в 9:30 в Ереван на игру. Проснулся от звуков взрыва в 7:30… Сначала вообще не понял, что это произошло.
Забежали в комнату, говорят: «Война началась, нас бомбят! Одевайся быстро, побежали в подвал». Ну, конечно, было жутковато… Но в городе нет никакой паники. Все прекрасно все понимают.
— Какая обстановка в целом в Степанакерте?
— Летают беспилотники, слышны взрывы, люди сидят в подвалах… Первое время барахлил интернет. Я не мог позвонить или отправить аудиосообщение, только смски. И то с трудом. Но сейчас связь более-менее наладилась. Рядом работает пара магазинов. В целом, дух всего народа непоколебим: мы с верой смотрим в будущее.
— Сколько раз в день звучит сирена?
— Она работает в тот момент, когда в небе появляются беспилотники или вражеские самолеты. В день вой сирены может быть и 20 раз. Мы почти ничего не читаем и не смотрим, что там говорят по ТВ. Во всей этой ситуации я не могу только одного понять…
— Чего?
— Как такое может быть: против одной маленькой республики, зажатой врагами, воюют две страны… Еще и приехали наемные террористы, ваххабиты из Сирии. Почему мировое сообщество вообще допустило все это? Нам рассказывали, что когда убивали этих ваххабитов, у них находили всякие наркотические средства. Говорят, когда рядом с ними взорвался их танк, они как шли, так и шли. 100% они были под чем-то… Даже не пытались спасти своих.
— Что говорят местные жители и сколько раз спускаетесь в подвалы?
— У нас нет паники — верим в свой народ, в своих доблестных солдат. Уверены, что победа будет нашей.
Да, при взрывах жители спускаются в подвал. Наш 5-этажный дом был пустой, только в подвале сидели 4 семьи… Остальные отправляли детей и жен в Ереван, в другие армянские города, это нормально. В некоторых поселках люди боятся выйти из подвалов.
— В чем нуждаются местные жители?
— Помощь не нужна, потому что мы крепкий и сильный духом народ. И мы победим! Но многое мне никогда не понять в такой ситуации…
— Экспертов на государственных каналах?
— Да. Люди, сидящие в комфорте в 2000 км от боевых действий, рассуждают, кто прав, а кто — нет. Это напрягает. Некоторые вообще говорят: «Да пусть их дальше обстреливают! Это не наша война». Почему никто ничего не предпринимает, чтобы наладить мир? Многие не представляют, какого это… Столько детей и женщин в беде, а все только болтают, но ничего не делают.
— Что самое страшное в этой ситуации?
— Что в боях погибают молодые ребята. 19-20 лет. Очень много близких на фронте — ты боишься за них. Легче становится, только когда слышишь их голос. Женщины и дети здесь — самые настоящие герои. Они очень сильные, никто не боится, помогают взрослым.
Естественно, сейчас не до футбола. Меня вот долго не могли занести в заявку команды. Теперь, видимо, про футбол придется забыть на некоторое время. Хочется видеть улыбающихся детей, бегать с мячом, играть в футбол, а не просыпаться от воя сирен и слышать бомбежки.
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.