Воспитанник «Спартака» Дмитрий Маляка уже три года играет в Армении. С февраля по август он числился в «Пюнике», а до этого были сезон в «Арарате» и игра за сборную Нагорного Карабаха (Арцаха) на Евро-2019 среди непризнанных стран. Подробнее об этом здесь:
В конце августа Маляка перешел в клуб из Нагорного Карабаха — «Лернаин Арцах». В интервью корреспонденту Sport24 Арарату Мамбреяну футболист рассказывает, как он воспринял эскалацию конфликта между Арзербайджаном и Арменией и заявляет — он готов идти добровольцем на фронт:
— Я сейчас нахожусь в Ереване, — говорит Маляка. — Должен был отправиться в Арцах и начать тренировки за местный клуб «Лернаин Арцах», но получил травму. Поэтому восстанавливаюсь в столице Армении. Какая вокруг обстановка? Сейчас страна снова встала на ноги. Каждый человек в Армении всячески помогает своему народу. Мы с женой занимаемся гуманитарной помощью нуждающимся людям (жена Маляки — из Армении — прим.ред.).
В стране есть беженцы, которые приезжают в разные города Армении, все сплочены как никогда, все помогают. Кто-то покупает сладкие продукты для детей и женщин, кто-то закупает товары для военных.
«Люди закупаются в нереальных количествах — продукты, сигареты»
— Что происходит на улицах Еревана?
— Вчера я зашел в один из больших торговых центров Еревана и увидел, как все сметается с полок магазинов в огромном количестве. Все закупают продукты и товары первой необходимости. Огромные коляски с продуктами у касс: мука, сгущенка, консервы, тушенка, вода. Все очень быстро закупаются — в нереальных количествах. Сигареты многие закупают блоками, все моментально расходится и отправляется на передовую. Все на ногах, все едины духом.
— Есть ли у тебя знакомые, которые отправились добровольцами на фронт?
— Таких очень много. Арарат, я тебе так могу сказать, чтобы ты понимал. Я хочу жить здесь, в этой стране. Планирую остаться в Армении. Сейчас это мой дом. Сейчас воевать берут добровольцев, которые служили или у кого есть военный опыт. Но если ситуация в течении недели будет такая же и будут нужны еще добровольцы, я готов отправиться на фронт. У меня российский паспорт, у нет военного билета, но я также поеду добровольцем. Пускай я не буду воевать на передовой, но я хочу помогать где-то там на фронте. Я хочу внести и свой вклад, я не могу оставаться в стороне. Все то, что происходит здесь, касается и меня. У меня здесь растет мой ребенок, и мне не хотелось бы, чтобы война коснулась дома моей семьи.
— Насколько сегодняшняя ситуация на границе объединила народ?
— Местный народ очень сильно воодушевлен. Некоторые люди не разговаривали друг с другом годами, а из-за этой ситуации они теперь стоят друг с другом рука об руку. Целые города встали, 90% мужчин записываются в добровольцы без спроса — просто берут с собой паспорт, военный билет и едут. Их никто не заставляет, это личное желание каждого.
Я смотрю на этих людей и восхищаюсь. Армяне по-хорошему *** (чокнутые). Извиняюсь, что именно так выражаюсь. Они едут на войну и поют песни, танцуют. Но мы знаем, что бывает и по-другому — когда, отправляясь на войну, некоторые принимают наркотики, чтобы не было страха. Даже мусульмане это делают. А армяне заряжаются песнями и плясками и идут защищать свою родину.
— Что тебе удивляет в сегодняшней обстановке?
— Год назад, когда мы приехали в Арцах на турнир ConIFA непризнанных государств и народов, я понял, какой тут народ. По гостеприимству, по менталитету Арцах — это Армения. Именно поэтому тысячи людей в Армении сейчас готовы бросить свои семьи и поехать на фронт. Как себя ведут люди, как с собой они общаются — меня это по-хорошему восхищает. Это заслуживает огромного уважения.
«Что бы ни произошло, у Азербайджана виноваты армяне»
— Бывший форвард «Спартака» Юра Мовсисян сказал, что Азербайджан закрывает свои аэропорты, границы, чтобы не дать своим гражданам покинуть страну, для возможной отправки на линию фронта, в то время как армяне по всему миру покупают билеты, чтобы вернуться в Армению и защитить свою родину.
— Юра абсолютно правильно подметил. Недавно наш варчапет (премьер-министр — прим.ред.) Никол Пашинян давал интервью британскому журналисту по поводу земель Арцаха и внутриполитического состояния страны. Тот всячески пытался его спровоцировать. Но многие понимают, что в самом Азербайджане есть большие проблемы. Чтобы убрать весь этот внутренний негатив, азербайджанское правительство направляет его в сторону своего злейшего врага.
— Идет поток новостей и сообщений, что Азербайджан обвиняет Армению агрессором, что это она начала войну. Как ты на это реагируешь?
— За три года жизни в Армении — привык к этому. Что бы ни произошло, у Азербайджана виноваты армяне. Я сейчас не про простой народ — это политика верхушки их правительства. Они всегда первыми пытаются обвинить Армению. Здесь нет ничего удивительного. Приведу один пример. Сегодня Азербайджан обстрелял Тавушскую область, село Варденис. Перед тем, как это сделать, они у себя выложили пост, что армяне обстреляли их жилой район и это атакуют в ответ. Хотя всему адекватному миру понятно, что никто по Азербайджану не стрелял. Вся война идет в Арцахе. Это манипуляция и провокация, тут все прозрачно и ясно. А знаешь, что плохо?
— Что?
— Когда тебе звонят и пишут из России: мол, я сейчас прочитал где-то в СМИ, что все выглядит неоднозначно, что, мол, армяне это начали. И ты понимаешь: пытаться каждому донести правду- очень тяжело. Просто немногие вообще знают о сути Карабахского конфликта, что это за земля вообще, как обстоят дела между армянами и азербайджанцами. Человек просто читает то, что видит в Интернете, и делает выводы, какие армяне плохие, — мол, они напали. Он же не вдается в подробности. Многим должно быть понятно, что азербайджанцы ведут и информационную войну. У них другого варианта нет. Но я не думаю, что в Азербайджане все хотят воевать.
— Почему?
— Там проживает очень много народов Каспия — лезгинов, талышей. Это те народы, которые издавна там живут. Они не хотят воевать. И я уверен, что их туда первыми ведут, они никуда не денутся. Будешь отказываться — тебя под трибунал отдадут или что хуже сделают. Но не каждый обычный солдат хочет воевать, поэтому и зовут за деньги наемников — ваххабитов. Вы представляете? А армянский народ своими силами, за любовь к родине воюет за свою страну. Этот народ непобедим!
«Надо спросить у Путина, как будет себя вести Россия»
— Ты гражданин России. Как, на твой взгляд, должна вести себя она в этой войне?
— Здесь на первый план выходят политические моменты. Я скажу одно: я не знал раньше подробно историю Армении. Но я читал очень много фактов о истории взаимоотношений России и Армении. Иногда там информация была раскрыта не до конца. И все немного преподносилось так, как удобно, наверное, нашей любимой стране. Арарат, ты все прекрасно знаешь, пускай знают это и люди, которые прочитают это интервью. Армения — это единственная страна на Кавказе, которая за всю свою историю не предавала Россию. Ни при каких обстоятельствах. А что будет дальше, как будет себя вести Россия, нужно спросить нашего главного варчапета российской страны Владимира Путина, и только потом будет видно.
— Что будет дальше?
— Армения победит всех врагов, которые хотят посягнуть на ее жителей и на ее территорию. Это даже не обсуждается. Понятно, что это не моя страна, но, я очень проникся ей, ее людьми, историей. Я не то, что хочу внести свою лепту, а повторюсь — готов со спокойной душой поехать и взять в руки автомат. Дай бог, чтобы все это поскорее закончилось. Но если будет продолжаться, никто не сможет остаться в стороне.
— Многие скажут, что ты заведомо расположен к армянской стороне.
— Пускай. Я раньше не углублялся в это, но я всегда читал независимые источники, изучал мнения разных сторон. В последнее время у меня появилось много времени, и я знакомился с историей конфликта. Прочитал недавно интервью одного армянского генерала — тот сказал золотые слова: «армяне очень долго терпели и сталкивались с провокациями, но всегда отвечали лайтово. Даже сейчас». Мне известно, что Армения до последнего момента не применяли крупнокалиберные орудия — опять же терпела, сдерживалась. На свое не пускали и чужого по большому счету не брали. Но сейчас, я думаю, ситуация будет развиваться по-другому, она у армян дошла до точки кипения. Сколько можно?! Я прекрасно понимаю весь армянский и арцахский народ. Там на границе живет уже второе поколение, которое слышит вой сирен и свист трибун и бомб. Народ не может нормально выходить на улицу и гулять. Азербайджанцы сразу после дня города Степанакерта атаковали город. О чем тут можно еще говорить?