«Ненормально, когда врач получает в сотни раз меньше футболиста». Агент Чалова о последствиях пандемии для футбола
Чуть больше года назад — 26 марта 2019-го — Федор Чалов подписал контракт с агентством Base Soccer, владельцем которого является венгр Шандор Варга, а в списке известных клиентов — Кайл Уокер, Эшли Янг, Мохамед Эль-Ненни, Дэнни Роуз, Андре Айю, Аарон Леннон и Лейтон Бейнс.
Прошлым летом форвард ЦСКА был близок к переходу в «Кристал Пэлас» за 25 миллионов фунтов.
Sport24 связался с Шандором Варгой и узнал, сохраняется ли интерес к Чалову в Англии, как в Венгрии борются с коронавирусом и что станет с ценами на футболистов после пандемии.
— Я вместе с супругой нахожусь в изоляции в Будапеште, — сказал Варга. — Для своих внуков, которые на данный момент проживают в Лондоне, делаю на заднем дворе футбольную площадку. Моя компания тоже в Лондоне, но пока мы приняли решение разъединиться.
— Как в Венгрии ситуация в связи с пандемией?
— У нас все не так плохо, под контролем. Сергей Ребров, который возглавляет «Ференцварош», уже проводит тренировки, правда, малыми группами. Он сказал, что в любом случае будет работать. Сергей снова мечтает на выезде обыграть ЦСКА в Лиге Европы, ха-ха! Тогда ведь забил Варга, и мне пришлось перед всеми оправдываться, что это не мой сын.
— Когда в Венгрии может возобновится чемпионат?
— Президент нашей федерации футбола, мой теска Шандор, говорит, что будет придерживаться рекомендаций УЕФА и ФИФА. Но все в стране мечтают, чтобы уже через месяц начать играть. Хотя как пойдет дальше, никто не знает.
— Много ли заболевших в стране?
— Честно говоря, статистику даже не смотрю. Но мое мнение — человечеству нужен был коронавирус, чтобы остепениться и задуматься о том, что действительно важно в жизни. У кого есть миллион долларов кэша на столе, тому очень трудно наесться. А тот, у кого есть только кусочек хлеба, намного богаче этого миллионера. Слава богу, многие в Венгрии стали понимать эту истину. Большинство футболистов помогает больницам, врачам, жертвует деньги. Верю, что после пандемии мир станет немного лучше.
— В Венгрии клубы так же, как и во всей Европе, стараются снизить заработные платы футболистам?
— Это юридический вопрос, идет разговор с игроками. Но все абсолютно адекватно и позитивно относятся к снижению зарплат. Ненормально, когда врач, который спасает жизни, получает в сотни раз меньше, чем тот, кто бьет по мячу и фактически занимается своим хобби. Не только местные, но и легионеры относятся ко всему с пониманием.
Мой клиент, который играл раньше в России (бразилец Исаэл, выступал за «Краснодар». — Sport24), первым предложил свою помощь. Не важно, американский это вирус или китайский. Если он может погубить все человечество, то помогать должен каждый, кто может.
— В Будапеште строгие ограничения для населения?
— Довольно строгие. Мне в этом году исполнится 65 лет, а для людей моего возраста в магазин можно ходить только до обеда. Когда я зашел в супермаркет утром, мне работники сказали, чтобы я возвращался вечером. Не поверили, что я уже такой старый! Было приятно, честно.
В целом, в городе все развлекательные мероприятия отменены. Все магазины, кроме продуктовых и аптек, закрыты. Все больницы оснащены и подготовлены к эпидемии. Дефицита товаров никакого нет. Наоборот, кое-где даже перенасыщенность.
— В некоторых странах Европы эпидемия уже пошла на спад. А как в Венгрии?
— Слышал от друзей, что пик еще даже не наступил. Количество заболевших все еще растет. Даже не могу предположить, когда все закончится… Мой клиент Томаш Кадар подписал контракт с китайским клубом, и почти месяц не может вылететь из страны. Сидит дома в Будапеште. Хотя в Китае ситуация под контролем, почти все инфекционные больницы закрываются, многие выздоровели. Все новые случаи только привозные, поэтому с возможностью прилета у них все очень и очень строго.
— Давайте о другом вашем клиенте. Сохраняется интерес из Англии к Чалову?
— Конечно. Федя — еще молодой футболист. Лужного, например, я в 31 год устроил в «Арсенал», а у Федора вся карьера впереди. Это странно слышать от агента, но я не сторонник частых и неоправданных переходов. Можно быть агентом игрока, и футболист вообще никуда не перейдет. Но если игрок перерастает свой чемпионат, то тогда нужно переходить. Переход ради перехода никому не нужен. Решение должно быть взвешенное и выгодное для всех. Молодой футболист должен попасть в те руки, в которых сможет дальше прогрессировать.
Что касается Чалова, то он еще не перерос уровень чемпионата России. У него был хороший период, а сейчас он не на пике. Но он в хороших руках Гончаренко. Виктор Михалыч — отличный тренер, команда тоже прекрасная. Думаю, Федя пока продолжит расти в ЦСКА.
— С чем связываете кризис ЦСКА, из которого команда никак не выйдет?
— Все же династию, которая выбыла из состава — Игнашевич, Березуцкие и другие, — не так просто заменить. И это до сих пор сказывается на команде. ЦСКА стал одной из самых молодых команд мира. Но мне лично очень нравится игра армейцев, как работает тренер.
В России наконец-то появилась конкуренция. Первые пять-шесть команд выступают примерно на одинаковом уровне. И сам уровень чемпионата однозначно растет. Поэтому ЦСКА приходится не так просто.
— Как думаете, почему упала результативность Чалова?
— Футбол — командная игра, тут все зависят друг от друга. Да, Федя забивает не так много голов, зато приносит много другой пользы. И клуб, и тренер это видят.
— Кто из российских игроков — первый кандидат на переезд в Европу?
— Мне кажется, что ни один игрок не перерос чемпионат России. Те же Миранчуки — хорошие футболисты. Но в «Барселону», «Реал», «Ювентус» и другие равные уровню команды их не позовут — они просто не потянут. А в средние команды переходить не вижу смысла. Зачем это нужно, если «Локомотив» выступает в Лиге чемпионов и борется за чемпионство? Уровень РПЛ сейчас довольно высокий. Но все равно не вижу ни одного футболиста, которому срочно необходимо уезжать.
— Однако Головин перешел в не самую топовую команду.
— Мне кажется, тот ЦСКА, из которого он уходил, а также сборная России сильнее того «Монако», в который он перешел. Пока ЦСКА — лучший клуб в его жизни.
— Но и тренер «Монако», и болельщики им довольны.
— Не сомневаюсь. Его уровень высок. В свое время мы вместе общались с Арсеном Венгером, и он на полном серьезе был заинтересован в Александре. За ним наблюдали в течение года. Головин мог оказаться и в «Челси», и в «Арсенале». Но это был его выбор.
— «Монако» купил Головина за 35 миллионов евро. Сейчас его стоимость намного выше?
— Если честно, с этими ценами в мировом футболе творится настоящий дурдом. В этом случае я даже рад коронавирусу. Месси пять лет назад стоил 50 миллионов, а сейчас в его контракте прописана сумма в 700 миллионов! Он же постарел, как он может стоить настолько больше?
Цифры абсолютно нереальны, не соответствуют качеству. Кто бы мог подумать, что за Чалова дадут 25 миллионов? А вот дали, но он не ушел. Поэтому сложно сказать, у кого какая цена. Большие деньги не помогают, а ухудшают развитие футбола в мире. Лучше бы больше средств выделяли на детских тренеров и академии, где растут будущие звезды.
Надеюсь, пандемия заставит людей пересмотреть многое. Хочется, чтобы стоимость на игроков все же снизилась. И клубы лишний раз задумались: купить дорогого футболиста или вырастить своего, заплатив тренерам, которые работают с детьми.
— Многие клубы в России терпят финансовое бедствие. Как считаете, будет ли отток легионеров из РПЛ?
— Все зависит, какая будет ситуация в Европе. Я знаю, что за Месси китайцы предложили 700 миллионов. А с их регламентом, согласно которому ровно такую же сумму нужно положить в казну государства, его цена становилась около полутора миллиардов. Неужели там думали, что они смогут отбить его стоимость продажей футболок по 100 долларов? Сомневаюсь.
Сам Месси улыбнулся и сказал: «Я не хочу. Качество моей жизни не изменится от того, получу я за год 100 или 200 миллионов». Скажу честно, меня иногда тошнит от рассуждений про цен на футболистов. Наверное, я все же больше тренер, чем агент.