«Знаю Ленина и Сталина, географию учил по «Динамо». Русский испанец тянет «Рубин» вместе с Шароновым
Пока вы восхищались мотивацией и эмоциями Романа Шаронова, главным тренером «Рубина» был и остается Эдуардо Докампо — давно обрусевший испанец. Пускай и только формально — казанцев даже штрафовали за то, что главным указывали Шаронова, пришлось исправляться. Все официальные интервью и комментарии дает именно Докампо, причем на прекрасном русском. В академию «Рубина» — он попал еще семь лет назад, потом работал в штабе Александра Хацкевича в сборной Белоруссии и киевском «Динамо», полгода пробыл в катарском «Аль-Ахли» с Хоакином Капарросом. А этим летом вернулся в Казань.
Корреспонденту Sport24 Владиславу Флегонтову Докампо рассказал:
- чем мешали «Рубину» видео с Шароновым из раздевалки и почему еще у команды сейчас проблемы;
- как учил географию с помощью «Динамо» и как запомнил имя Гагарина;
- чем российский футбол лучше украинского и в чем проблема нового лимита на легионеров;
- как воспринял продажу Сутормина и почему от Кварацхелии нужно отстать.
— До матча с «Тамбовом» «Рубин» не побеждал шесть матчей подряд, в них вы пропустили 15 голов, а забили два. Что случилось?
— Понятно, что главное в футболе — это результаты, а сейчас нам не хватает остроты. В начале чемпионата нам удалось добыть очки, мы побеждали. Тогда для многих мы были командой-загадкой, соперники не знали, как нам противостоять. При этом, на мой взгляд, сейчас мы играем качественнее.
— Можете сказать, что «Рубину» на старте везло?
— Не могу. Мы делали свою работу. На достижение результата влияет очень много факторов. Когда встречаемся с топовыми командами, получаем больше пространства. Так мы добыли свои очки в начале сезона.
— Поражение от «Химок» — что это? Не настроили игроков на кубковый матч или они реально уступают классом команде ФНЛ?
— Когда кто-то из РПЛ уступает команде из ФНЛ, пишут о недостатке настроя. Но все хотят выиграть, и мы хотели. Не думаю, что была недооценка соперника. «Химки» были интенсивнее, это факт. Также у них была дополнительная мотивация — к ним приехал клуб РПЛ.
— Вы говорили, что у «Рубина» будет спад. Ожидали, что он настолько затянется?
— Это сейчас прозвучит как оправдание, но если мы возьмем, например, игру с «Сочи», которую мы проиграли 0:3, то там были хорошие моменты. В начале чемпионата такие моменты складывались в нашу пользу — сейчас наоборот, в чем-то просто не везет.
— И все-таки каковы причины?
— Футбол — не математика, где дважды два — четыре. На результат может повлиять много факторов, назвать один тяжело. У нас молодая команда, возникают травмы, а тренерский штаб неопытный. Мы только начинаем свой путь.
— После «Сочи» многие удивлялись, как легко залетали мячи в ворота «Рубина», кто-то даже писал о договорном характере матча. Что ответите?
— Такого не будет никогда. Больше по этому поводу мне добавить нечего.
— Можно сказать, что в чем-то атакующая модель игры мешает команде уверенно играть в защите?
— Всегда готовимся к обороне. Но если будем думать только о ней, это ни к чему не приведет. Знай мы с тренерским штабом, какой стиль игры на сто процентов обеспечит команде результат, мы бы его и выбрали. А пока ищем вариативность.
— Летом вокруг «Рубина» возник ажиотаж: мотивационные речи Романа Шаронова после игр, публикуемые в соцсетях, восторг в медиа. Вам не кажется, что излишнее внимание в чем-то сыграло злую шутку с командой?
— Может быть. Это не зависит от нас. Происходящее вокруг — не инициатива тренеров, не мы это придумали. Когда я увидел, что окружает Шаронова — я о вот этих видео — и сам был удивлен. Если это повлияло на команду, то это наша ошибка. Мы должны быть вне этой шумихи, это все-таки личное.
Но я никого не осуждаю. Если это повлияло на команду, мы должны отказаться от всего подобного. Понимаю: что сегодня тебе хорошо, в будущем может обернуться против тебя.
***
— В чем главный прогресс «Рубина»?
— Игроки стали понимать лучше то, что от них требуется. Есть ясность, что они должны делать и как себя нужно вести на поле и за его пределами.
— У «Рубина» есть опытный лидер, который успокоит или взбодрит команду?
— В «Рубине» лидеры есть, но без опыта. Кто? Подберезкин, Башкиров. О том, что значит лидер, можно сделать отдельное интервью. Это не тот, кто «пихает» партнерам по команде, это может иногда и мешать. Это устаревшее понимание. В Испании, например, качества лидера воспринимаются сейчас по другим параметрам.
— Болельщики ждали, что на эту роль приходит Денисов. У Виталия получается?
— Он высказывает свое мнение в раздевалке, всегда говорит. Может, пока у Денисова не получается играть на том уровне, который от него ждали болельщики. Лидер — это кто? Тот, кто хорош на поле или тот, кто управляет командой? У Денисова есть качества лидера, но он способен играть лучше и прекрасно это осознает.
— На правом фланге у вас есть Данченко. Это один из лучших в РПЛ на своей позиции?
— Да, могу так сказать.
— Что с Сорокиным? При Бердыеве Егор вызывался в сборную и был лучшим бомбардиром команды, теперь — сидит на скамейке.
— Мало знаю Егора, но могу сказать, что по ходу сезона у него меняется настроение. Моментами он был хорош, в другое время у него не получалось. Может, подписание контракта с «Краснодаром» на него повлияло, я не уверен. Важен и тот факт, что Егор сейчас не играет. Вышел в стартовом составе с «Химками», но там мы увидели не того Сорокина.
Все эти факторы, наверное, сказываются. Точно на ваш вопрос не отвечу: не знаю Егора как следует с точки зрения психологии. Он немного закрыт, говорит немного. А что проходит через спад, сам отлично понимает.
— В прошлом сезоне Иван Коновалов неплохо себя проявил, но в этом году основной кипер — Дюпин. Довольны игрой Юрия, намного ли он сильнее Коновалова?
— Очень доволен. А что некоторые болельщики хотят видеть Ваню… Когда выбираем состав на матч, подразумеваем, что этот состав лучший на данный момент. Так и в случае вратарей.
— Дюпин довольно часто играет рискованно — с «Ростовом» выбежал к центральному кругу, прямо как в FIFA. Это импровизация или установка?
— Преимущество, которое Дюпин дает команде — это касается выхода из обороны в атаку — есть не у всех команд. Мы очень это ценим. Импровизация в таких случаях не запрещена, но в рамках определенных условий. Юрий — смелый игрок, не можем ругать его за это.
— Павел Могилевец вызван в сборную. Кто еще, помимо Павла, достоин туда попасть?
— Как раз Дюпин. Это современный вратарь, умеющий играть ногами — так играть и надо.
***
— Загадочная история с переходом Сутормина из «Оренбурга» в «Рубин», а потом в «Зенит» наделала немало шума. Вы в курсе, что Алексей обошелся петербургскому клубу в 50 тысяч рублей?
— Это не ко мне вопрос. Я на это не могу влиять, не все же зависит от тренерского штаба.
— Такие теневые игры возможно представить в той же Испании?
— Сейчас в современном футболе можно все представить. Недавно из «Валенсии» уволили Марселино, и мы до сих пор не знаем, что там произошло. У команды был результат.
— Сутормин ушел, зато у вас есть Кварацхелия. После «Уфы» вы спрашивали о нем у журналистов: «Что должен думать молодой игрок, который слышит от СМИ только о том, что должен играть?» Боитесь, что Хвича пострадает от излишнего внимания?
— Это лишние разговоры, Хвиче они не помогают. Кварацхелия — талантливейший футболист. То, что он делает с мячом, мало кто может повторить. Любой человек — вы или я — между хвалой и критикой в свой адрес выберет первое. Когда я ударялся об стул в детстве, мама говорила: «Дурацкий стул, он во всем виноват». Нас с детства учат, что виноваты остальные.
Пример из футбола: тренер говорит игроку, что он в каких-то моментах играет не так, как надо. А футболист реагирует: «Да что этот тренер понимает? Он не прав!» Скажу так: лесть делает слабым.
— «Рубин» в двух очках от зоны стыков. Нет опасения, что придется бороться за выживание?
— Опасения всегда есть, но мы не должны мириться с этим. Надо бороться за лучшее.
— Готовы к тому, что вас могут уволить?
— Не могу обращать внимания на все, что может произойти. Мы должны работать и отдаваться полностью, а не думать о «что, если»… Если отвлекаться на подобные мысли, не будешь сконцентрирован на работе.
***
— В РПЛ скоро введут новый лимит: на поле одновременно смогут находиться восемь легионеров. Как к этому относитесь?
— Вопрос не количестве иностранцев, а в нашем восприятии. Если иностранцы хорошие, уровень чемпионата будет расти. При этом молодежь не будет развиваться, потому что нужен будет результат. В клубах же почему-то думают, что результат дают легионеры. А ведь игрок мог бы думать: «Мне надо играть еще лучше, потому что на мое место могут купить сильного иностранца. Тогда я буду прогрессировать».
Вопрос к руководителям: любой иностранец ли лучше нашего игрока? Можно тратить деньги на трансферы из-за рубежа, а можно вложиться в академию. Вот в чем суть. Я баск, у нас есть клуб «Атлетик», где вовсе нет иностранцев. Мы даем результат? Да, не самый лучший, конечно, но гордость людей из Бильбао вы не представляете. Болельщики ходят на каждую игру.
— Вы работали в киевском «Динамо». Если сравнить украинский и российский чемпионат, уровень нашего футбола намного выше?
— Да, выше. Большая ли разница? Да, на Украине денег по сравнению с Россией не так много — имею ввиду именно сам чемпионат. В России есть «Локомотив», ЦСКА, «Спартак», «Зенит», «Краснодар» и другие сильные команды. А там — «Шахтер» и «Динамо».
— В чем отличие молодежи на Украине и в России, кто сильнее?
— На Украине очень талантливая молодежь, недавно сборная U-20 стала чемпионом мира. Но то, где они дальше будут играть, в какой лиге, определяет их переход в большой футбол. В России легионеры и чемпионат высокого уровня — получается, условия для развития молодых игроков здесь качественнее.
— Где комфортнее работать — в Казани или Киеве?
— Мне больше нравится Казань: здесь друзья, здесь привычнее. В Киеве, конечно, хорошо, но я был там всего год, много тратил времени на перелеты. Для личной жизни почти ничего не оставалось.
— Когда переехали на Украину, проблем с тем, что вы работали в России, не возникало?
— Нет, меня отлично приняли. Не могу контролировать то, что есть между Украиной и Россией в политическом смысле.
— Вы работали с Хацкевичем, Шароновым и Бердыевым. С кем комфортнее?
— Хацкевич — опытный профессионал. Все заслуги Бердыева мы отлично знаем. Шаронова же я знаю давно лично. У каждого из них есть свои минусы и плюсы. Мне со всеми приятно.
— Как складываются ваши отношения с Шароновым?
— С Романом Сергеевичем мы знакомы давно, еще когда я работал в академии «Рубина». Мне с ним комфортно работать.
— Кроме Шаронова в тренерском штабе есть еще один экс-защитник «Рубина», Олег Кузьмин. Как оцените его тренерские качества?
— Он очень хорош, Олег был прекрасным футболистом. А сейчас свой футбольный опыт Кузьмин передает игрокам, это большой плюс. Игроки к нему очень хорошо относятся. Вижу, что он быстро прогрессирует.
***
— Россия на ЧМ-2018 выбила Испанию в одной восьмой финала. Понятно, что вы болели за испанцев…
— Нет.
— За Россию?
— Да. Это была классная игра, а эти две страны мне очень близки. На матче сборных я не болельщик, смотрю именно футбол. И тогда порадовался за Россию.
— Как в Испании восприняли это поражение?
— Как и везде. Говорили, что этого не может быть… Но как не может? Обе команды хотели победить, а соперника всегда важно уважать.
Недавно «Тоттенхэм» проиграл у «Баварии» 2:7, и английские болельщики говорят, что это катастрофа. Какая катастрофа? Катастрофа — это когда болеют твои близкие.
— Самый знаменитый клуб в Испании из России?
— Для меня это «Динамо», из Киева, Минска, Тбилиси, Москвы. Мы, можно сказать, на клубах «Динамо» географию учили, ха-ха! Потом была перестройка, узнали «Спартак» и ЦСКА, а еще же есть «Локомотив». Знают и «Рубин»: казанцы играли с испанскими командами, причем успешно.
— Сейчас вы отлично владеете русским языком. Когда вы только переезжали в нашу страну, что вас больше удивило?
— Недавно «Атлетико» встречался с «Локомотивом», я включил испанское радио, и один из комментаторов, которого я лично знаю, говорил: мол, русские не улыбаются, они такие серьезные. Я очень хотел ему написать: «Ты не прав, это стереотип». Наверное, эти мифы из-за того, что у вас не так много солнца. Русские вполне улыбчивы, а угрюмые есть в любом месте. Некоторые полагают, что в Испании никто не работает, потому что у нас сиеста. Так и о русских думают: водка, балалайка, медведи.
Меня встретили в России очень хорошо, хотя некоторые отнеслись скептически. Говорили: «Ты куда? В Россию? С ума сошел! Там холодно!» Но в Казани живут почти полтора миллиона людей. Почему я не смогу?
— А как с историей России? Ленина, Сталина знаете?
— Знаю. Помню Горбачева с перестройкой, Ельцина. Однажды меня серьезно обругала подруга — я не знал, кто был первым человеком в космосе. Я ответил: Армстронг. На меня посыпалось: «Да ты что?! Ты где учился?» Я извинился, конечно. И теперь отвечу, даже если разбудят с этим вопросом посреди ночи.
Подписывайтесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене