В «Спартаке» Кононов угробил карьеру. Но виноват в этом Федун
Кононов ушел из «Спартака» по-тихому.
Прогуляв флеш-интервью и не придя на пресс-конференцию.
Последний месяц он уверял себя и окружающих, что вот-вот прорвет, и наступит белая полоса. Но прорывало только оборону «Спартака». В этой убежденности тренер дошел почти до уровня Рианчо, но после «Оренбурга» слов в свою защиту у Кононова не осталось. Никакая статистика (там у «Спартака» 24:14 по ударам и 64 на 36 по владению) не могла объяснить проигрыш худшей команде лиги, завершавшей матч вдесятером.
После такого надо было только уходить. Так и случилось: вместо Кононова на пресс-конференцию пришло сообщение об отставке коуча.
***
Он все-таки не выдержал.
День за днем Кононов делал вид, что не слышит издевательств, но вечно переступать через себя он не мог. Когда в присутствии игроков и гендиректора тебя унижают даже дети, очевидно, что конец близок. Тренер, получивший благословение от самого Олега Романцева, шел в «Спартак» совсем за другим. И так получилось, что игра, на которой Романцев присутствовал в качестве зрителя, стала для него последней.
Этот эксперимент нужно было закончить гораздо раньше. Вспомните ту самую цитату Кононова, за которую он удостоился сравнения с Кличко и дизлайка от Цорна.
«Проиграли игру, и что? Ну вызовут вас на ковер руководители, но у вас в голове: что будет дальше? Завтра я выиграю, послезавтра выиграю, мои игроки радуются этому футболу, и все равно жизнь покажет, что я прав, надо идти именно к этому футболу. Я хочу, чтобы тренеры в своих методиках в первую очередь были привязаны к атаке. Ведь зрители приходят для того, чтобы посмотреть на открытый футбол и получить удовольствие», — говорил тогда Кононов.
Многие удивятся, но в этом послании был смысл. Тренер говорил о том, что самое главное — удовольствие от работы, ощущение, что команда все делает правильно. Даже если в отдельном матче она проиграла. И если Кононов когда-нибудь будет готов искренне поговорить о периоде в «Спартаке», мне очень хочется задать ему вопрос: а сколько дней в Тарасовке был счастлив он сам — кроме самого первого, когда его представили новым тренером?
***
Перед встречей с «Оренбургом» комментатор «Матч ТВ» Константин Генич давал прогноз на игру:
— Уверенности в том, что оборона «Спартака» не накосячит, у меня нет. Наверное, гол «Оренбурга» мы увидеть должны. Что касается самого «Спартака», то стандарты, индивидуальное мастерство, класс игроков никто не отменял. «Спартак» неубедителен по игре, но исполнители неплохие.
Что же получается? Мы слышали разговоры о высоком прессинге, над которым Кононов якобы работает на тренировках, а в реальности игру «Спартака» характеризуют:
1. Неуверенность за оборону
2. Надежда на стандарты и индивидуальное мастерство
И это — в матче с 16-й командой лиги, потерявшей перед началом сезона всех прошлогодних героев (которые тоже побеждали «Спартак»)!
После травмы Жиго и простуды Шюррле, наверное, можно было сразу сдаваться.
А потом начался матч — и все произошло ровно так, как мы предполагали… И капитан не мог объяснить, в чем состоял план на игру.
После того, что случилось, Кононову лучше всего уехать (желательно на необитаемый остров) и отключить телефон. Прямо сейчас он вряд ли будет разрываться. Ему нужно многое проанализировать и понять, как работа мечты превратилась в кошмар.
- Понять, что в «Спартаке», как и везде, встречают по одежке, но стильный пиджак — далеко не все.
- Понять, что нельзя притворяться хранителем традиций, если это чужие традиции.
- Понять, что публика может простить даже плохой результат (да-да, и такое может быть), если чувствует искренность и честность.
И многое, многое другое.
Другой бывший, Дмитрий Аленичев, после работы в «Енисее» до сих пор анализирует. Времени у него много. Стоило ради этого всеми средствами досиживать в Красноярске? Не уверен.
***
Не хочется повторяться и в сотый раз писать, что при Кононове у «Спартака» не было игры, а футболисты не прогрессировали (и даже наоборот). Если проблемой становятся «КАМАЗ» из второй лиги, не пробившая по воротам «Уфа» или играющий вдесятером «Оренбург», все понятно и так.
Кононову удалось невероятное: он сделал «Спартак» неинтересным. Пресным. Никаким. Нечто похожее было в 2014-м — тогда Федун дал порулить бывшему ассистенту Карпина Дмитрию Гунько. «Спартак» проигрывал матч за матчем, а Александр Бубнов откровенно унижал тренера на пресс-конференциях.
Но бэкграунд Кононова был посерьезнее. Да и в поддержке ему поначалу не отказывали. За исключением группы радикальных фанатов.
А результат примерно тот же. Показательно, что Кононов оставил «Спартак» там же, где и принял — осенью 2018-го он тоже делил 7-10 места. То есть прогресс реально нулевой.
Чем все закончится, можно было предположить еще после прошлогоднего вылета из Лиги Европы (на групповом этапе) и проигрыша «Уралу» (в предыдущем розыгрыше Кубка). Провал в чемпионате лишь усилил негативное впечатление, но тренер внезапно продолжил работу. Как Аленичев тремя годами раньше.
До этого отторжение вызывало нарочитое желание Кононова угодить публике, но в конце концов, это личные впечатления, и качество тренерской работы определяют не они. Каждый имеет право на шанс.
Кононов получил этих шансов как никто. Как, наверное, ни один тренер, хотя бы иногда дававший результат. И тут мы приходим к фигуре, как мне кажется, главного виновника.
Произошедшее с Кононовым — личная ответственность владельца клуба. Пинать тренера за отсутствие харизмы, за то, что он не такой, можно, но не совсем правильно. Не всем дано быть героями и поднимать народы на подвиги. И если где-то Кононов давал результат, значит, раньше конспекты работали. Просто «Спартак» — это не «где-то» и не «раньше».
Здесь в принципе непростая обстановка и требования, которым сложно соответствовать. Быть хорошим тренером «иногда» в «Спартаке» не получится, это не Тула (хотя в последнее время похоже) и даже не Краснодар. Об этом нужно помнить каждому, кто рискнет испытать себя как Кононов. Но и руководству клуба не нужно было пускать все на самотек и доводить до ненужной агрессии.
Кононов пытался перестроиться, но было видно, что ему неуютно делать то, к чему он не привык. К примеру, доказывать на пресс-конференциях, что он может быть строгим. А спасительного результата все не было…
Не получилось? Ну, бывает. Много у кого не получилось. Можно расстаться, сохранив достоинство.
Но тренер продолжал цепляться, понимая, что впереди его ждет пустота и испорченное резюме, а руководство тянуло до последнего — создалось ощущение, что Леонид Федун просто устал и не хочет принимать никаких решений. Построив стадион и выиграв пару трофеев, он, вероятно, надеялся, что будет ходить на футбол как на праздник. А здесь — необходимость начинать все сначала. Опять. В который раз.
Кононов был удобной фигурой для Федуна. Он аккумулировал на себе негатив, прикрывая, к примеру, трансферные ошибки клуба (да, по трансферам по-прежнему много вопросов, посмотрим, как те же Крал, Ларссон и Понсе проявят себя при новом тренере). Но даже если задачей было просто продержаться до прихода условного Черчесова, этот план не удался.
В итоге Кононов ушел сам, отказавшись от компенсации — за неделю до игры с «Краснодаром», к которой команду будет готовить его помощник. А дальше — матчи сборных и полная неизвестность. Даже в такой ситуации, когда все разваливалось и шло к очевидному итогу, «Спартак» оказался не готов. И после четырех поражений (!) будет пытаться сориентироваться на ходу.
Это уже точно не вина Кононова.
Подписывайтесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.