«Прийти на тренировку с перегаром — нормально». Правдивы ли мифы о Шотландии и шотландском футболе

В пятницу сборная России сыграет в Глазго с Шотландией матч пятого тура квалификации к Евро-2020. Мы поговорили с людьми, которые не понаслышке знакомы с шотландским футболом и расспросили их о правдивости главных стереотипов о жизни и футболе в этой стране. Рассказывают:
- Андрей Канчельскис. После карьеры в «МЮ», «Эвертоне» и «Фиорентине» на четыре года приехал в «Рейнджерс», с которым дважды становился чемпионом Шотландии, трижды брал Кубок и еще дважды — Суперкубок страны.
- Нериус Бараса. Под конец карьеры отыграл сезон за «Хартс».
- Анатолий Коробочка. Был спортивным директором и тренером «Хартса».
В Шотландии нет техничных игроков
Андрей Канчельскис: Это неправда. В Шотландии есть много технарей и среди своих, и среди легионеров.
Нериус Бараса: Больше правда, чем неправда. Силовой футбол.
Анатолий Коробочка: Физику и стандарты они прокачивают как надо, но в плане техники да, отстают от европейских команд. Зато в борьбе не уступят никогда. Это их основное качество.
Все шотландцы — жесткие угрюмые парни
Канчельскис: Снова мимо. Характером шотландцы чем-то похожи на россиян: гостеприимные, доброжелательные. Более открытые, чем англичане. Никакой угрюмости за ними не замечал. Легко могут позвать к себе домой — отмечают Новый год и Рождество как в России.
Бараса: Ну да, на поле они ноги не уберут. Болельщики этого не простят.
Коробочка: Горячие, но приветливые, улыбчивые и добрые. В «Хартсе» я никогда не ощущал негатива. Когда проигрываешь — конечно, что-то кричат. Выигрываешь — носят на руках.
В Шотландии игроки постоянно дерутся на матчах
Канчельскис: В дерби «Селтик» — «Рейнджерс» — да. Но это дерби, это настрой и желание не проиграть. Я участвовал во многих дерби, «Спартак» — «Динамо» Киев, «Юнайтед» — «Сити», «Ливерпуль» — «Эвертон». По сравнению с ними шотландское дерби очень необычное. Мужики выходят и бьются до конца: идут в ход подкаты, рукопашный бой со всеми вытекающими. В первом же дерби с «Селтиком» мне сломали руку. Раньше это было нормой.
Бараса: На матчах — не особо, а на тренировках бывало. Сцепятся, по мордашке дадут друг другу — и потом опять друзья.
Коробочка: Такого я не видел. Да, из-за недостатка техники они могут зацепить или ударить, есть агрессивность болельщиков. Но это только на 90 минут матча. Даже фанаты «Рейнджерс» и «Селтика» после дерби идут в обнимку в пабы. Правда, если ты болельщик «Рейнджерс», в оккупированный фанатами «Селтика» паб лучше не заходить.
Канчельскис: Я бы не сказал, что в Шотландии прямо линейный футбол — ударил вперед на высоких нападающих, поджал. Хотя такое есть. В последние минуты многие команды сбиваются на такой футбол и в России, но в Шотландии так могут начать играть и в первом тайме. Они просто используют навалы чуть чаще. Конечно, уровень футболистов в Шотландии не тот, что в Англии, но желание и самоотдача — запредельные. Команды, которые слабее «Селтика» и «Рейнджерс», брали свое только за счет этого.

Бараса: Большинство клубов — да. В мое время более технично пытался играть только «Селтик».
Коробочка: Понятно, что по тактике они проигрывают европейским топ-сборным, но борьба и неуступчивость — в их крови.
Канчельскис: Есть неприязнь. Англичане считают Шотландию деревней, понятно, что людей это заводит. Это же история, которая идет с Уильяма Уоллеса. Но прям ненависти я не замечал. Конфликтов у шотландцев с английскими игроками не было. Максимум — болельщики англичанам посвистят.
Бараса: Этого особо не заметил.
Коробочка: Это маленькая двухмиллионная нация, считающая, что Шотландия — самая лучшая страна. Они же всю историю боролись за независимость, много говорят на шотландском. Шотландцы согласны, что у они подданные королевы, но с англичанами себя ассоциировать не позволят. Когда я работал там, капитан «Хартса» был ярым патриотом и всегда говорил: скоро мы получим полную независимость и это вопрос нескольких лет. В крови этого населения гордость за свою нацию будет всегда.
Их английский невозможно понять
Канчельскис: Слушайте, если уж Алекса Фергюсона футболисты «МЮ» в раздевалке не всегда понимали, о чем тут говорить? Это нескрываемый сложный акцент. Есть же еще древний шотландский диалект, который они активно используют. Я шотландцев просил говорить очень медленно, чтобы разобрать, что они говорят.
Бараса: Да, можно так сказать.
Коробочка: Это да. Если шотландцы захотят, чтобы их не понял сторонний, они легко это сделают.
Игроки зависают в пабах и пьют виски
Канчельскис: У нас тоже собираются в барах, курят кальян, пьют сок и колу. В Шотландии баров мало, зато есть пабы. Я бы не сказал, что футболисты там зависают. Иногда приходят попить чай с молоком, я это много раз видел. У них нет такого, что раз идешь в паб, то заливаешь в себя пиво и виски. В Шотландии зайти после матча в паб и увидеться с друзьями — традиция, и к ней спокойно относятся. Например, перед каждым новым годом команда переодевается в национальные костюмы и идет веселиться в паб. Можешь не пить, но с командой ты быть обязан. Это в их культуре идет годами. Но, конечно, были случаи, когда игроки зависали до утра, напивались, были драки, кого-то даже полиция забирала. Но ничего серьезного — пободались и все.
Бараса: Там вообще никто на это смотрит. После игры пошли напились, в клубе потанцевали. На следующий день пришли на массаж с перегаром — это нормально. Вообще пофиг!
Коробочка: Конечно, есть отдельные индивидуумы, которые напиваются и буянят. Остальные — спокойно выпивают. А вот показная агрессивность присутствует. Особенно когда играет сборная. Что касается выпивки, бывало, что игроки приходили на тренировки с бодуна. Но не шотландцы, а легионеры. Футболистов «Хартса» все в городе знали, потому они не позволяли себе гулять до игры. За мои 5 лет в Шотландии было всего пара инцидентов с дебошами, в России их куда больше.
Шотландцы — очень скупые
Канчельскис: Я с таким точно не сталкивался.
Бараса: Не знаю… Как-то не сталкивался.
Коробочка: Не скупые, но экономные. На протяжении всей истории им все доставалось с большим трудом, — горы, ветра, — потому они умеют ценить то, что имеют.
Шотландцы ходят в килтах
Канчельскис: 50% мужского населения ходят в килтах и гордятся этим. Это их история. Я тоже ходил — семь метров чистой шерсти, удобно. У каждого килта своя расцветка, принадлежность к кланам. Для них это то же самое, что для нас носить джинсы. Даже в офисы приходят в килтах.
Бараса: Да, и у меня до сих пор есть килт, я покупал. И когда ты идешь на какое-то мероприятие — обязательно в килте. То есть официальный дресс-код — смокинг и килт. А кто-нибудь из команды обязательно подойдет и поднимет — проверить, в трусах ты или нет. Реально! Я в них ходил — очень удобно, все проветривается.
Коробочка: На свадьбах, праздниках, играх сборной — это неотъемлемая часть гардероба. Для шотландцев это показатель национальной гордости. А так они одеваются так же, как европейцы. Как-то мы упустили третье место в игре с «Абердином», они обошли нас на одно очко. В клубе были уверены, что мы займем третье место, меня несколько раз водили в мастерскую, чтобы примерить и пошить на меня праздничный килт. Но не сложилось, я не пошел на торжество по случаю окончания сезона в килте, и президент Романов сказал: единственный, кто остался на мужика похож.
Подписывайтесь на страницу Sport24 Вконтакте!
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.