«В 16 начал карьеру, в 29 был кандидатом в ФИФА, а дальше — война». Футбольные судьи из Донецка
В Нагорном Карабахе (Арцахе) прошел чемпионат Европы среди непризнанных государств. Его победителем стала Южная Осетия, обыгравшая в финале Западную Армению — 1:0, а среди работавших на турнире арбитров была судейская бригада из Донецка.
В интервью Sport24 главный судья Дмитрий Жуков и его помощник рассказали:
— почему они не работают на играх украинской Премьер-лиги,
— о конфликте сборной Карпатальи и федерации футбола Украины,
— об отношении к невызову в сборную Украины Ярослава Ракицкого.
Дмитрий Жуков, главный судья:
— Чемпионат организован на высшем уровне. Наша судейская бригада проводит уже четвертый турнир CONIFA. Мы судили в Абхазии, на Кипре и в Англии. Можно сказать, что турнир развивается на наших глазах.
Конечно, в Лондоне было красиво, но город насыщен футболом, и турнир CONIFA был не так важен для англичан. В Арцахе видно, что люди ждали этого турнира и отлично к нему приготовились. Когда мы находились в Ереване, весь город был в билбордах ЧЕ в Арцахе. Это поразило!
Поддержка трибун сумасшедшая, все в атрибутике. В Лондоне чемпионат не привлек много людей, на финал пришло всего 3 тысячи зрителей. В Арцахе же на матче открытия было больше 10 тысяч человек, природа и обстановка были шикарными.
Почему на турнир не приехали сборные ДНР и ЛНР? Мы ничего об этом не знаем. Они готовились и собирались в Арцах, но в последний момент отказались. Официальной причины пока никто не знает.
Мы всегда говорим, что футбол для нас вне политики. У нас дружная семейная организация — CONIFA SPIRIT. Мы приезжаем на турниры наслаждаться жизнью и заниматься любимым делом. Политикой пусть другие люди занимаются, это не наше дело. Мы ни под каким флагом не ходим и не хотим выходить, чтобы не говорили, что мы кого-то поддерживаем, а кого-то не поддерживаем. Мы — арбитры, для нас все нейтральные. Мы представляем Донецк.
Сюда мы решили доехать на машине. Наш путь длился 50 часов. Конечно, были остановки, мы ночевали в Тбилиси, по дороге заезжали покушать, фотографировали природу. Никаких проблем не было — мы даже из Киева летели с визами Лондона, у нас нормальные паспорта. Мы нигде не афишируем, что мы арбитры из Донецка, и не кричим про политическую составляющую.
***
— Я начал судейскую карьеру в 16 лет, в 20 лет попал во вторую украинскую лигу, в 25 — в первую. В 29 лет уже судил высшую лигу Украины. Был кандидатом ФИФА, отработал больше 30 игр в Премьер-лиге Украины. Потом начались определенные конфликтные ситуации с судейским корпусом Украины… А дальше — война.
Для арбитров из Донецка существуют препятствия, чтобы добраться до территории Украины. Это всевозможные блокпосты и пропускные пункты. Чтобы успеть на игру, нужно было за два дня выезжать.
Вся моя семья проживает в Донецке, у меня там в 2015-м родился сын. В определенный момент для руководства федерации футбола Украины мы стали не сильно важными арбитрами. Не могу сказать, что они отказались от нас, но получилось как получилось.
Сейчас нас приглашают судить некоторые коммерческие соревнования. Скучаю ли по чемпионату Украины? У нас два раза в год проходили сборы, мы четыре раза сдавали нормативы и всегда между собой говорили, что арбитр должен понимать: следующая игра может стать последней. Ты должен быть готов к этому. Потому что есть выражение из Советского Союза: «Выигрывает команда, проигрывает тренер, а виноват… судья». Иногда арбитры попадают в политические скандалы, включается федерация, а потом тебе просто прикрывают дорогу, когда ты уже не можешь судить матчи высокого уровня…
После чемпионства Карпатальи на ЧМ-2018 среди непризнанных стран ФФУ запретила ее футболистам играть на территории Украины. Некоторые игроки этой сборной родились и проживают в Ужгороде, на Украине, кто-то — в Венгрии и Румынии. Многие из них разговаривают на русском, потому что большинство родилось в СССР. За них даже выступал футболист, который играл в высшей лиге Австралии. Он приехал в Лондон и отдал долг родине. Карпаталья тогда вышла на ЧМ под венгерским флагом, поэтому Украина отреагировала подобным образом. Я понимаю еще, если бы эта сборная называлась Закарпатьем, тогда Украина могла бы сказать, что это футбольный сепаратизм. Впрочем, в интервью это и так было потом сказано.
Виталий Мазин, ассистент арбитра:
— По сути, CONIFA — это не какая-то организация непризнанных республик в плане политики. Это организация для национальных меньшинств, которые хотят проявить свою культуру и тоже поиграть в футбол. Они люди. И мы — люди, которые хотят работать арбитрами на футбольных матчах.
Та же Падания, которая из Италии; это сборная края и региона, у них своя сформированная культура, которую они не могут проявить на уровне ФИФА. Они же не сепаратисты. Или сборная Чамерии — это греческие албанцы, которые проживают на территории Греции. Но они албанцы, и флаг у них албанский!
— После перехода Ярослава Ракицкого в «Зенит» он перестал вызываться в сборную Украины…
— Мы не можем знать точной версии, почему у него оборвалась карьера в сборной. Это решение тренерского штаба. Было ли это сделано по политическим причинам или нет, неизвестно. Здесь решает главный тренер, он видит именно такую модель игры — без Ракицкого. Связано ли это с переходом в «Зенит»? Мы в голову Андрею Шевченко залезть не можем.
Александр Деменко, ассистент арбитра:
Своеобразным маркером турниров CONIFA, в том числе в Арцахе, стали зеленые карточки. После того, как арбитр показывает такую карточку, игрок должен быть удален с поля, но с правом замены. На ЧЕ-2019 CONIFA таким образом был наказан футболист сборной Абхазии Тимур Агрба.
— Мы ввели зеленую карточку на чемпионате мира в Лондоне в прошлом году, и, как мы увидели, это полезное нововведение. Она дается за невежливые высказывания игрока в адрес арбитра или кого-либо еще и предполагает его личную ответственность за инцидент. Мы считаем, что за подобное поведение не должна нести ответственности команда в целом, но конкретный футболист должен быть наказан. На наш взгляд, игровое нарушение — это одно, а разговоры и невежливость, причем личные, — другое, — говорит президент CONIFA Альберто Рискио.