Он расставил их по хронологии — и вот что получилось:
«Олимпия», 1938
Режиссер: Лени Рифеншталь
Он вышел в канун Второй мировой войны и вскоре был проклят. Потому что Рифеншталь была любимым режиссером Гитлера, а в те времена она была полностью увлечена нацистскими идеями.
Лени, по сути, придумала спортивное кино. То есть фильмы о спорте были и до того, но здесь тело показано как в Античности — его красота, его сила. Темы соревнования-состязания, мистической и ритуальной части спорта — все это было придумано ею. Безоговорочно великий фильм.
«Рокко и его братья», 1960
Режиссер: Лукино Висконти
Пример послевоенного гуманистического кино. Самое главное течение в мировом и европейском кино в то время — итальянский неореализм. А один из гениев неореализма — Лукино Висконти с фильмом «Рокко и его братья».
Душераздирающая картина невероятной красоты. Я уверен, это лучшая роль Алена Делона. История семьи, история братьев, история любви и нелюбви — и история боксера. Это история о том, как параллельно победе или поражению на ринге сопутствует победа или поражение в жизни. И спорт здесь является глубокой, точной и прекрасной метафорой.
«Бешеный бык», 1980
Режиссер: Мартин Скорсезе
За «Рокко и его братьями» последовали сотни боксерских фильмов. Но есть один главный — вы, наверное, думаете, что это «Рокки». Абсолютно нет!
Мне кажется, Скорсезе может посоперничать с Лени Рифеншталь в том, сколько приемов он придумал. Камера как будто участвует в бою, заражается им. Это тот редкий случай, когда человек, ненавидящий спорт, не может отлепиться от просмотра фильма. Но, конечно, дело еще и в Роберте Де Ниро, который специально набрал вес ради этой роли. Он там совершенно преображенный. И, конечно, бокс здесь — это тоже метафора.
«Тачки», 2006
Режиссер: Джон Лассетер
Мой любимец — шедевр компании Pixar. Я всю жизнь ненавижу гоночные фильмы. По-моему, гонки — это отвратительно, а гонщики — чудовищно. Это люди, которые за счет адреналина убивают друг друга и сами себя.
Здесь герои — машинки, внутри них нет людей, которые могут разбиться и умереть. Если машинки разбились — их можно починить. Это блистательный, остроумнейший мультфильм, где есть вся психологическая подоплека спортивного кино. Особенно первая серия, остальные ей уступают.
«Великий мастер», 2013
Режиссер: Вонг Карвай
Можно было составить 5-10-20 фильмов только из голливудского кино. Но без Азии было бы несправедливо. А там спорт — это прежде всего боевые искусства.
Потрясающий фильм, недооцененный. Последний на данный момент шедевр гонконгского гения Вонга Карвая. Это фильм о реальном человеке — учителе Брюса Ли. О нем снято большое количество байопиков, но эта картина — не приключения человека, который здорово размахивает руками и ногами.
Это картина о мистической, философской подоплеке того, что со стороны может казаться только демонстрацией ловкости. Это щемящая, поэтичная картина. И о смерти, и о любви, и о наследстве, и о том, как меняется эпоха, а человек пытается за ней поспеть, как за уходящим поездом. Главную роль в ней сыграл любимый всеми красавец Тони Люн, он же герой любовного настроения.
Бонус
Российских фильмов, которые могли бы приблизиться к этому списку, много, я даже поклонник «Движения вверх». И «Легенда номер 17» мне кажется славной. Но если бы я выбирал один, я бы выбрал «Гарпастум» Алексея Германа (2005). Это чудесный фильм о том, как рождается футбол. А он рождается как из тех перемен, которые происходят во время Первой мировой и революции, так и от желания убежать от времени и реальности.
И еще:
Есть одна микрокартина, которая длится три минуты — это шедевр. Называется «Хэппи-энд». Поставил Кен Лоуч, гений английского кино, для альманаха «У каждого свое кино». В его фильме папа и мальчик стоят в очереди в кинотеатр. Они никак не могут выбрать на какой фильм пойти. И когда уже оказываются у окошечка, сын несмело говорит: «Пап, а матч еще не начался? Может успеем?» И они уходят на футбол. Это и есть хэппи-энд.