«Кокорин не уголовник, он нужен российскому футболу». Новый президент РФС — о главном
— Какими будут ваши первые шаги на посту президента РФС? Ожидать ли кадровых перестановок?
— Первые шаги уже сделаны. Только что состоялось заседание Исполкома РФС, где подняли ряд вопросов и приняли некоторые решения. Что будет дальше? Рассмотрим вопросы по организационной структуре, по распределению функционала, том числе и кадровые вопросы, по составу комитетов, комиссий при Исполкоме РФС. Важный вопрос — бюджет на этот год и формирование его доходной части, которая предполагает работу со спонсорами. Необходимо приступать к реализации решений по развитию футбола в России. У меня есть ясное понимание тех шагов, которые я должен сделать.
— Много говорилось, что Максим Митрофанов и Илья Геркус могут занять одну из должностей в РФС. Это правда? И останется ли Александр Алаев на посту гендиректора?
— Что касается кадровых назначений — это один из вопросов, который я хочу рассмотреть. Как только это произойдет, вы тут же об этом узнаете. Не торопите время. Ресурс РФС — 130 человек, которые не бездельничают, работают не покладая рук. Но 95 процентов занимаются текущей работой, вопросом проведения соревнований и вопросами нашей сборной. Необходимо провести анализ, но очевидно: чтобы преуспеть в реализации тех мероприятий, которые запланированы, потребуется дополнительные ресурсы. Вполне возможно, кто-то и придет в РФС. Но не для того, чтобы кого-то заменить. Уйдут только те, кто не справляется с конкретными задачами. Если говорить об Алаеве, то он прекрасно зарекомендовал себя на своем посту и когда был и. о. президента РФС. Хочется, чтобы таких людей, как Александр, было как можно больше.
— Необходим ли РФС попечительский совет?
— Если говорить о международных спортивных организациях, все они совершают шаги к открытости и прозрачности. Попечительский совет — это один из инструментов, который позволит сделать деятельность более открытой. Я за максимальную прозрачность. Буду приветствовать создание такого совета. Когда он будет создан? Сложно сказать. Чем раньше, тем лучше для РФС.
— Останетесь ли вы в бизнесе?
— Вы переживаете за компанию «Газпром Нефть»? Рекомендую обратить внимание на акции компании. Повлияет ли мое президентство РФС? Нет, компания также останется динамично развивающейся. Я уделял значительное время «Зениту». Сегодня же я собираюсь покинуть пост председателя совета директоров клуба. И то время, которое я уделял клубу, буду уделять РФС. И даже больше, особенно на первых порах.
— Каково нынешнее финансовое состояние РФС?
— Я сегодня первый день в новой должности. Будем рационализировать бюджет. Насколько мне известно, ситуация стабильная. Есть определенные проблемы с бюджетом на 2019 год, поскольку спонсоры находились в ожидании результатов выборов. Определенность появилась. Думаю, сейчас за короткое время удастся добиться результатов в переговорах со старыми и новыми спонсорами. Постараемся передоговориться с теми, с кем уже сотрудничали, и договориться с новыми.
— Как сделать футбольный бизнес прибыльным?
— Нет одной меры, которая бы превратила нашу профессиональную лигу в коммерчески успешное предприятие. Это комплексная работа по многим направлениям, которая начинается с клубов. Сейчас есть много улучшений в лучшую сторону. В том числе благодаря новой инфраструктуре. Если правильно использовать новые арены, обеспечивать заполняемость, они принесут доход. Стадионы должны быть центрами притяжения. Болельщики должны приходить за несколько часов до матча и уходить не сразу после свистка.
Думаем, это и вопрос продажи пива на стадионах. Это не основная причина, но мы прекрасно понимаем, что в субботний день хочется выпить слабоалкогольный напиток. Человек, который не может сделать это на стадионе, может сделать это в другом месте — и откладывать свой приход на стадион до последнего. Мы видим, как в Европе на стадион приходят семьями и не стремятся его покидать.
Это не единственная проблема. Еще телевизионные права — рост аудитории в том числе платных каналов. Нужна комплексная программа. Если болельщики увидят полный стадион на картинке, они задержатся, а если трибуны будут пустые — зачем ему на это смотреть? Если будет заполняемость, просмотры, если будет организована креативная программа со спонсорами, то вырастут спонсорские контракты.
— Есть ли определенная программа по грамотному использованию объектов ЧМ?
— Все знают, что арены решили передать в ведения регионов. А дальше все будет зависеть от того, как ими распорядятся региональные власти. Наиболее правильное решение — отдать арены футбольным клубам. Можно проводить концерты и другие мероприятия, но без футбола обеспечить загрузку и самоокупаемость практически невозможно. Есть хорошие практики — Казань, Нижний Новгород, Санкт-Петербург. Есть наработки, которыми можно делиться. Может, через какое-то время можно будет заработать деньги на этих стадионах.
— Планируется ли использование опыта других стран по развитию нашего футбола?
— Надо знакомиться с той мировой практикой, которая есть. Но у каждой страны свои климатические условия, свои традиции. Поэтому простое копирование не является правильным и эффективным решением. Если взять «Газпром», то его создавали и развивали, не ориентируясь на «Шелл» или «BP». Что касается РФС — у нас все очень неплохо в футболе, другие виды могут нам позавидовать. Используя наследие, можно поднять футбол еще на уровень выше.
— Как будет решаться вопрос с простаиванием «Лужников»?
— «Лужники», где некому играть — это задача, которую нам предстоит решать совместно с мэрией Москвы. Мы могли бы там проводить все матчи сборной, но я не уверен, что матч Россия — Андорра способен собрать полные трибуны. Конечно, если он будет решающим, то это, может, и удастся. Надо помнить и о других аренах ЧМ. Надо развивать футбол в регионах.
— «Газпром Нефть» может стать спонсором РФС?
— «Газпром» спонсирует несколько клубов и делает многое для развития детского и юношеского спорта в регионах. Что касается взаимодействия с клубами, подход не циничный, но прагматичный. Сотрудничество с «Зенитом» мы проводим для продвижения нашего бренда и видим реальную отдачу.
Сотрудничество с РФС возможно. Все зависит от того, что предложит РФС и на каких условиях. Вопрос требует изучения. Теоретически «Газпром Нефть» может стать топливным партнером или партнером по производству масел. В любом случае это будет тендер. Если «Лукойл» выразит желание участвовать, то лучшее предложение и будет выбрано. Зависит от того, что предложит РФС. Рекламные услуги — это мало.
— Как планируете развивать идею более плавного перехода из молодежного во взрослый футбол?
— Если говорить о возрасте 17-19 лет, то было бы правильно переформатировать молодежное первенство. Формат непонятный, и у каждого клуба свое видение. У кого-то играют 17-летние, кто-то использует турнир для реабилитации взрослых футболистов, а кому-то просто приходится участвовать. Когда это делается без души — это выкинутые деньги. Конечно, это не решит всех проблем, но позволит оставить в футболе тех ребят, которые не раскрылись в 17 лет.
Я приводил пример того же Кузяева. Он закончил нашу академию в 17 лет и был обычным парнем, не готовым для первой команды. Он мог закончить с футболом. Но ему повезло, у него отец — футбольный тренер. Дальше был Петрозаводск, Нижнекамск, и, наконец, «Ахмат». А многие ведь заканчивают.
— На конференции поднялась тема возвращения на систему «весна-осень».
— Я уже говорил, что было бы правильно создать рабочую группу. Я не считаю, что то решение, которое приняли в 2010-м, позволило существенно изменить футбол и повысить его уровень. Но нельзя сказать, что был нанесен серьезный урон. Из плюсов — синхронизация европейских календарей, и для РПЛ это важно. Но мы потеряли месяц-полтора, когда можно было бы играть матчи. Хотя если вернуться в 2010-й, то игроки теряли сознание из-за страшной жары. Можно вернуться и обратно, но я не собираюсь принимать решение единолично, должен быть консенсус.
Я знаю позицию клубов РПЛ, тех, кто играет в еврокубках — они будут против. Да и многие клубы ФНЛ не видят в этом проблемы. Если говорить о ПФЛ — было бы правильно вернуть их на систему «весна-осень». Но как это сделать? Как быть с командами ФНЛ, которые вылетели в ПФЛ? Десять месяцев будут без матчей? Многие команды на этом переходе могут просто потерять. Но я готов для обсуждения всех вопросов. У каждого формата есть плюсы и минусы. Но нам не нужны новые конфликты, поэтому нужна дискуссия.
— Кокорину и Мамаеву продлили содержание под стражей до 8 апреля. Как относитесь к этому?
— Я сожалею о том, что произошло. С другой стороны, мы понимаем, что это вина Александра, вина Павла. Давать правовую оценку я не могу. Я общался со специалистами — мнения разделились. Одни считают, что выбор такой меры пресечения — обычный случай, что основания у следствия на это есть. Хотелось бы, чтобы суд быстрее перешел к рассмотрению по существу.
На эту ситуацию можно смотреть и как со стороны человека, который лично знает Кокорина. Мне жаль. Я знаю его как доброго и отзывчивого человека. Произошедшее его не красит, я шокирован. Но верю, что он хороший парень и не уголовник. Хотелось бы, чтобы эта история быстрее для него завершилась. Он нужен российскому футболу. Как руководителю РФС мне это не нравится — для футбола это вопрос репутации. Сейчас мы регулярно говорим не о развитии футбола, а о вот об этой истории. Это наносит серьезный урон нашему футболу. Думаю, Кокорин осознал свою ошибку.
— Ваше мнение о том, что белорусские игроки перестанут быть легионерами?
— Сегодня есть решение Исполкома, и он принял решение установить для понятия «легионер» следующее определение. К легионерам не относятся граждане союзного государства Белоруссия в том случае, если эти граждане могут участвовать в матчах в составе сборной Белоруссии. Я это решение также поддерживаю.
— Видите решение проблемы крымских клубов? Возможно их участие в российских соревнованиях?
— Вы знаете, что Крымский футбольный союз не входит в РФС, и вы знаете позицию УЕФА и ФИФА. Это можно изменить, но нужен диалог. Через него можно найти решение.