«Гвардиола перестроил команду за минуту, и наш план рухнул». Гончаренко — о 0:5 от «Барсы» и тактике
Виктор Гончаренко дал большое интервью журналисту Илье Казакову для телеканала «Россия-24». В нем главный тренер ЦСКА рассказал о новых армейских лидерах, самых стыдных матчах в карьере, любимых книгах и тактике. Sport24 выбрал самое интересное.
О юморе
Люблю, когда футболисты шутят. И даже если это шутка надо мной, никаких обид нет. Это мог делать Вася, способны сейчас Набабкин и Дзагоев. Вполне нормальная ситуация, когда футболисты могут посмеяться надо мной. Я всегда готов поддержать шутку.
Любой косяк, который ты совершил, футболисты обязательно подметят. Как ты пошел, как говоришь, как ведешь тренировочный процесс, к кому ты как относишься, какие ситуации бывают в быту — все это сканируется. Надо всегда вести себя четко и правильно. Любое твое действие может быть истолковано не так.
О Василии Березуцком
Какое-то время в ЦСКА я провел в качестве помощника Леонида Викторовича [Слуцкого], и Вася меня достаточно хорошо знал. У него не было никакого стеснения. Но при этом он всегда четко знал, когда надо остановиться. Да, бывали и переборы с его стороны, но многие его слова были по делу. Он многое подмечает и умеет надавить на любого человека, чтобы тот проявлял свои лучшие качества. Это касается не только игры и тренировочного процесса, но и бытовых вопросов. Если бы его кто-то пробовал ограничить, это был бы уже не Вася Березуцкий, а кто-то другой.
[…] Была ситуация с поздравлением команды после победного матча. Когда я попробовал это сделать, Вася сказал: «Давай не будем заниматься этой хренью». Всегда нужно понимать, что идет коллективу, а что нет. Нужно найти компромисс с игроками, чтобы они тебя приняли. А если навязывать команде то, что ей не идет, коллектив может тебя отторгнуть. Слуцкий сначала был одним целым с командой, а потом уже плавно навязывал какие-то свои вещи.
О книгах
Мне очень понравился перевод автобиографии Свена-Йорана Эрикссона. Это была одна из первых книг по управлению коллективом, которая мне попалась. Он описал случай, очень запавший мне в душу: он с «Лацио» приехал играть кубковый матч с «Наполи» времен Марадоны. «Лацио» легко выигрывает. После матча к Эрикссону подходит Марадона, хлопает по плечу: «Ничего, через три дня приедете к нам на игру чемпионата — там и посмотрим». «Приезжаем, — продолжает Эрикссон, — на игру чемпионата. Через 15 минут после начала подползает мой защитник и спрашивает: «Что мне делать с Марадоной?» А я и сам не знаю, что с ним делать. Не знаю, какой совет дать, потому что Марадона играл как бог. Остановить — невозможно». Эта фраза мне запомнилась.
Очень нравятся философия и суждения Юргена Клоппа. Его умение разрядить атмосферу, сказать фразу, которая глубоко укореняется в сознании. К примеру, вот: «Мы играем в субботу, потом в четверг и снова в субботу, и только после этого у нас будет выходной. Первый за 1238 дней». Слушать Клоппа — одно удовольствие. Когда он работал с «Боруссией», я наблюдал за ним в Ла Манге. Мне по душе пришлось его управление коллективом, его общение с ребятами, непринужденная атмосфера, тренировочный процесс.
Эрикссон и Клопп — их в разных ситуациях можно читать, смотреть. И конечно, очень поучительна книга сэра Алекса Фергюсона, который как никто другой мог зарядить команду своей энергетикой. Он четко описывал ситуации с Ван Нистелроем, Роналду, Кином, Бекхэмом и все управление громадным проектом под названием «Манчестер Юнайтед».
О пресс-конференциях
Был случай с «Андерлехтом» в квалификации Лиги чемпионов. Пришел на пресс-конференцию в спортивном костюме. Журналисты посмотрели: кто-то зашел и зашел. Пресс-атташе говорит: «Вот главный тренер». А они: «Не, ты чего? Кого ты привел? Давай главного».
Был случай с «Левски». Меня спросили: «Зачем вы сюда приехали?». «Победить», — говорю. Дружный хохот пошел по залу. 1:0 мы в итоге выиграли.
О стыде
Было два случая. Не могу сказать, что мы давали посыл команде проиграть, но слишком загрузили ее информацией. Это игра в Минске БАТЭ против «Барселоны» — против той еще «Барселоны». Сегодняшние «Ливерпуль», «Сити», «Бавария» и та же «Барселона» еще не приблизились к той игре, которую показывали Хави, Месси, Иньеста и все, кто был с ними. Против той команды играть на самом деле было невозможно.
У нас был план на игру, но Гвардиола вышел на первой минуте, посмотрел, как мы располагаемся, и тут же дал указание: «Кейта, идешь в нападение, потому что в центре поля ты нам не нужен». Дани Алвесу говорит: «Они там пробуют через левый фланг выходить — останься в защите, а мы здесь справимся». И все, весь наш план рухнул. 5:0 «Барселона» выиграла. До сих пор помню, как было стыдно, потому что понимал абсолютное бессилие. Хотелось как можно быстрее уйти с поля.
И такой же матч был в Барселоне. По сути, там играла «Барселона-В», но стиль был тем же. Играть против нее было невозможно. Мы проиграли 0:4. «Барселона» держала мяч по 40-50 секунд, а мы даже не успевали вступить в отбор. В какой-то момент мы все-таки вышли в контратаку. И тут Месси ускорился на 40 метров, чтобы забрать мяч. Это очень сильно впечатлило.
Еще мне стыдно за первый матч Лиги чемпионов против «Реала». Игуаин тогда сказал после игры: «Соперник дал нам столько пространства, что мы не знали, как им пользоваться». Такие вещи заставляют тебя очень усердно учиться.
О перспективах
У нас самый напряженный чемпионат среди всех топ-лиг. Если говорить о пятерке, то понятно, что «ПСЖ» — чемпион во Франции, «Бавария» — в Германии, хотя «Боруссия» в этом году может поставить это под сомнение, в Англии что-то постоянно меняется. В Италии — «Ювентус», «Барселона» или «Реал» в Испании, но там может вмешаться «Атлетико».
В России же за последние годы чемпионами были ЦСКА, «Зенит», «Локомотив», «Спартак», [максимально приблизился] «Ростов», который мы обходили на самом флажке. В этом плане наш чемпионат достаточно интересный, потому что каждый год он непредсказуем. Нельзя сказать, что у нас полностью новая команда, костяк сохранился — это Дзагоев, Акинфеев, Набабкин и Бистрович. Вырос и Чалов. Изменения произошли глобальные, но нельзя сказать, что мы полностью обновили команду.
У нас был каркас, на котором мы сделали команду. Плюс нам помогают победы. И разумеется, победные традиции, которые заложены в генетике ЦСКА — и футбольном, и хоккейном, и баскетбольном.