«Легко могу представить, что проведу здесь всю карьеру». Ломовицкий — о «Спартаке», Кононове и мечте
Детство, академия, основа
— Вы начинали заниматься футболом в ФК «Москва». Расскажите, как оказались в «Спартаке»?
— Мой отец болел за «Спартак», а еще раньше — дед. Это у нас семейное. Дома в детстве были плакаты, шарфы, другая атрибутика. Чай пил из кружки с логотипом «Спартака». Однажды отец сказал, что в спартаковской академии есть просмотр — я, конечно, согласился пойти и попробовать. В итоге отобрался и перешел в «Спартак».
— Отбор был серьезный?
— Человек 70, может, больше. Взяли троих. Я старался по-максимуму и очень рад, что прошел. После этого стал заниматься в системе клуба, ходил на матчи основы и всегда мечтал сыграть за первую команду.
— Кто из спартаковцев тогда был кумиром?
— Павлюченко. Он много забивал, нравился мне. Если брать не из «Спартака», то раньше фанател от Криштиану Роналду. Но теперь как такового кумира нет. Смотрю за многими крутыми игроками, стараюсь что-то подмечать в их действиях и переносить на поле.
— Летом вы поехали на первый сбор с основой.
— Поначалу больше общался с теми, кого знаю по академии: с Колей Рассказовым, Сашей Максименко. В этом плане повезло, что были парни, которых знаешь. Если честно, думал, что отношение ко мне отношение будет хуже. Мне казалось, игроки основы будут как-то прохладнее относиться, не особенно станут общаться. Не ожидал, что многие станут так помогать и поддерживать. Сейчас уже со всеми очень хорошие отношения.
— Кто главный приколист в «Спартаке»? И как общаетесь с легионерами?
— Самый веселый — наверное, Джикия. Постоянно разбавляет шутками! Легионеры… С Фернандо и Адриано я вообще по-русски говорю. С остальными — на смеси русского и английского. Язык не особо знаю, если честно.
— Тенденция «Спартака» в последние годы — ставка на молодежь. Чувствуете это?
— Действительно, если посмотреть, в предыдущие годы в основу не так активно привлекали молодых игроков. Молодежь была, да, но в основном составе почти не играла. Нам повезло, что у нас получилось, что нам доверяют тренеры. Рассказов, Максименко, Игнатов и я уже сыграли за основу несколько матчей. Конечно, я рад, что клуб хочет развиваться по такому пути. Зачем же еще нужна академия?
— По регламенту академия должна быть в каждом клубе. Как минимум, для галочки.
— Для галочки в «Спартак» никого не возьмут. Всем будет приятно, когда воспитанник доходит до основы. Я всегда стремился к этому: ждал, терпел и делал все возможное. Вот, дождался.
— Вы ведь хорошо общаетесь с Денисом Давыдовым. Объясните, почему у него не получилось в «Спартаке».
— С Денисом вместе тренировались в отпуске — готовились к сборам. Он ждал, что будет какой-то вариант продолжения карьеры. Но мы уже не так близко общаемся, как раньше. Так что не знаю, почему у него не получилось. Не мне его судить.
Каррера, дебют, критика
— Вернемся в прошлое лето, когда вас впервые взяли на сборы с основой. Что почувствовали, когда об этом узнали?
— После отпуска я начал тренироваться со «Спартаком-2». Дней десять поработал. Потом был первый сбор в Тарасовке у основы. Мне сказали, что тренируюсь с ними. Конечно, я обрадовался: такой шанс проявить себя, доказать! Нужно было как следует поработать. В Австрию, думал, не поеду. Но в итоге меня взяли и туда! Считаю, провел там очень хороший сбор.
— Было видно, что тренерский штаб летом уделял вам много внимания. Больше общались с Каррерой или с Рианчо?
— Мне было важно, что они оба говорили. Какие бы подсказки ни делали Массимо или Рауль, все слушал и старался выполнять. Не скажу, что было прямо общение — случались подсказки по ходу упражнений или игр. В основном, они требовали, чтобы обыгрывал индивидуально, один в один: «Пробуй! Ты умеешь, ты можешь!»
— То есть поддержка чувствовалась.
— Да, от обоих тренеров. Понимал, что могу дебютировать в основе в этом сезоне, но не верил, что сыграю уже в первом туре. Было очень неожиданно! Массимо тогда сказал: «Если будет все в порядке с головой, будешь получать игровое время». Очень волновался и переживал, когда услышал свою фамилию в стартовом составе на первый тур. Удивился — все как будто во сне происходило. Перед игрой потряхивало. Но когда матч начался, это все было уже не так сильно. Впервые вышел на стадион, где столько болельщиков! Находясь на поле, постепенно осознавал, что играю за первую команду «Спартака».
— Вам советовали идти в обыгрыш, но поначалу получалось не все. Почему?
— Уровень Премьер-лиги намного выше, чем в ФНЛ. Вообще, у меня всегда было так: сначала привыкал к команде и турниру, а потом начинал показывать свой футбол. При переходе из академии в дубль провел 13 матчей, и не особо получалось. Но в следующем сезоне играл уже совсем по-другому. То же самое было в «Спартаке-2» в первый год. Сейчас немного привык к Премьер-лиге. Сам понимаю, что в первой части сезона не показывал того, что могу. Забить не получилось: то вратарь вытащит, то в штангу попаду, то из пустых ворот кто-то вынесет… Напрягает, конечно, но, уверен — в итоге прорвет!
— Вам скоро 21 год. Вы сами себя считаете молодым футболистом?
— Наверное, я молодой, да. Но в 21 уже пора давать результат. Не считаю, что можно делать скидку на возраст. Пора играть в более зрелый и качественный футбол: забивать, отдавать.
— В первом круге вы собой довольны?
— Недоволен. Повторюсь: показывал не ту игру, которую могу показывать. Не знаю, с чем это связано. Может, психология, может… Просто знаю, что могу лучше! Хотя волнение местами точно мешало. Может, было слишком большое желание. Не раз мне говорили, что надо играть чуть поспокойнее! А то бегаю все время на рывках: так устанешь быстро, и все.
— Критику в СМИ и соцсетях в свой адрес читали?
— Читал, что писали про меня. Знаю, что болельщики у «Спартака» требовательные. И к критике отношусь нормально. Никогда не загонялся по этому поводу. Первое время мне было интересно: зайти и почитать про себя. А сейчас уже перестал что-то искать. Но это «Спартак», и если даже не захочешь, все равно все узнаешь.
— За полгода в основе вы пережили кризис, кучу скандалов и две смены тренера. Сильно переживали?
— Это чувствовалось в коллективе, во всем… Была такая напряженность, много негатива. Ощущение, что все чем-то были недовольны. Такое чувство, как это сказать, будто у всех накипело и вот-вот все выплеснется наружу! Сейчас пришел новый тренер, вся работа началась заново. Все стараются доказать, что достойны играть в стартовом составе. Психологически стало намного легче. Да и в коллективе позитива больше — даже общаться друг с другом стали лучше. Есть сейчас прямо такие моменты, когда чувствуешь, что команда — это одна семья.
— Как познакомились с Олегом Кононовым?
— Была общекомандная встреча. Потом мы с ним и лично беседовали. С Массимо столько разговоров у нас не было. Может, языковой барьер влиял. А сейчас всегда можно подойти и что-то спросить. Считаю, у игрока с тренером всегда должен быть контакт.
Увлечения, контракт, мечта
— Вы вспоминли про пожелание Карреры, чтобы было «все в порядке с головой». Что это значит?
— Наверное, то, что многие молодые игроки теряют голову из-за денег. Приезжают, а тут Москва, соблазны. Занимаются ерундой.
— Вам это не грозит?
— Да я и не хожу никуда. Разве что в кино или в кафе покушать. Могу прогуляться с сестрой или друзьями. Поиграть в FIFA на PlayStation или кино вечером посмотреть. Особенно нет увлечений. Что тут будет? Все друзья у меня из «Спартака». Считаю, обращать внимания на деньги не надо.
— В Премьер-лиге как-то хотели ввести потолок зарплат для молодых игроков.
— Если футболист хорошо играет и не занимается ерундой, то почему он не может получать хорошую зарплату? У каждого свое мнение, конечно. Главное, чтобы голова была на плечах.
— Вы недавно подписали первый после перехода в основу контракт со «Спартаком».
— Да, на 4,5 года. В детали вдаваться не буду. Но условия стали получше.
— Вы говорили, что мечтаете играть не в Англии или Испании, а в «Спартаке». Это сбылось. Есть новая цель?
— Забить за «Спартак»! Пока вот не залетает… На самом деле, мечта-то сбылась, но теперь надо доказывать и бороться за свое место. Не хочу его никому отдавать! Я люблю этот клуб, мне здесь все нравится. Счастлив, что продлил контракт и хочу как можно дольше играть в «Спартаке». Вообще, я легко могу представить, что проведу здесь всю карьеру! При этом главное — не просто играть, а как играть. Забивать, отдавать — в общем, приносить пользу команде.
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.