«Спартак» не вел переговоров по Промесу». Кононов — о первом сборе и трансферах
— Первый сбор и сразу двухразовые тренировки без выходных — не слишком жесткий режим после отпуска?
— Зимние сборы направлены на то, чтобы игроки восстановили силовые, аэробные, координационные качества. А также усвоили требования по тактике — в первую очередь, командной. Многим футболистам, в частности молодым, требования были озвучены впервые.
И поскольку этих игроков мы планируем взять на следующий сбор в Катар, это было особенно важно. Я так работаю всегда — тренировки интенсивные — а ждать, пока футболисты сами придут в форму, ни один тренер себе не позволит. Я сторонник двухразовых тренировок на сборах, чтобы уделить больше внимания всем аспектам игры. И каждый день занятий в таком режиме мне очень дорог.
— Вы сказали, что берете молодежь в Катар. То есть, второй и третий сбор «Спартак» проведет в том же составе?
— Да. Может быть, будет одна замена. Один игрок не поедет, а мы возьмем другого. Но пока рано говорить на эту тему.
— Мы видели, что ряд игроков пропускал занятия, а кто-то приостанавливал тренировку, почувствовав дискомфорт. Это неизбежно при таком графике?
— Сборы мы проводим, следя за каждым игроком. В первую очередь, медицинский штаб и тренеры по функциональной подготовке. Вы видели, что мы работаем с GPS-датчиками. Знаем полностью потенциал каждого из игроков. Медперсонал в курсе всех нюансов их физиологии, травм, что были, и реакции на те или иные задания.
Поэтому мы умышленно игроков убирали с определенных заданий или же давали им работу в комплексе отеля, где есть тренажерный зал и бассейн. Сборы только начинаются, и нам нужно следить за каждым футболистом, предоставляя выходные тем, у кого имеются микроповреждения.
— Игроки говорят, что здесь за первые четыре дня сделали больше, чем летом за весь сбор. Вы намеренно увеличили нагрузки?
— Как я и сказал, я не сторонник слишком долгого втягивания в рабочий процесс. Более того, это «Спартак» — клуб, который должен делать результат и подбирать игроков, отвечающих всем требованиям. И в отпуске игроки должны работать над собой.
Зачем «Спартаку» нужны футболисты, которые непрофессионально относятся к своим обязанностям? Придя в «Спартак», мы сделали выводы о том, в каком состоянии находится каждый игрок в отдельности, команда в целом. Мы знаем, какой тренировочный процесс был до нас. Делаем ставку на то, чтобы увеличить нагрузки, дать намного больше определенных функциональных качеств футболистам. Чтобы игра, что я хочу видеть в их исполнении, отвечала функциональным составляющим.
— Команде действительно не хватало физики в ноябре–декабре?
— Думаю, вы сами видели наши матчи, где не было того движения, что мы хотели бы видеть от футболистов.
— Будут ли этой зимой выборы капитана? Или Денис Глушаков остается с повязкой минимум до лета?
— Уже говорил, что капитан выбирается на весь сезон. Не хочу больше заострять на этом внимание.
У «Спартака достаточно игроков, усиление не требуется
— Как проявила себя на сборе молодежь?
— Могу сразу сказать, что доволен ими. В какой-то степени даже не ожидал, что ребята так впишутся в коллективную игру. По технической и тактической подготовке они не слабее тех футболистов, что уже давно в «Спартаке».
Возможно, в физическом плане они могут в чем-то уступать, но минимально. Поэтому, повторюсь, не ожидал. Ребята держали и держат уровень наравне с игроками основного состава.
— В самом начале сбора вы собрали молодых игроков в лобби отеля и провели беседу. Давали напутствие?
— Это был наш внутренний разговор. Конечно, очень важно всегда поддержать молодого футболиста.
— В январе команду покинуло множество опытных игроков. Можно сказать, что вы делаете ставку на молодежь?
— Я делаю ставку на всех игроков, которые есть в команде. Только конкуренция выявит, кто будет играть в стартовом составе.
— В ростере команды на официальном сайте 19 человек. Этого плюс молодежи хватит для борьбы за чемпионство и Кубок?
— Разумеется. Нашего состава достаточно, чтобы вторую часть сезона пройти довольно уверенно.
— То есть, усиление «Спартаку» сейчас не нужно?
— Думаю, нет.
— Была информация, что в декабре вы беседовали лично с ушедшими в итоге игроками и говорили, что рассчитываете на них…
— Это неверная информация. Я практикую индивидуальные беседы, на которых каждому из футболистов даю понять, что хочу видеть от них определенную игру. Предъявляю требования, которые они должны выполнять на футбольном поле.
И даю им уверенность в том, что рассчитываю на них. Неужели, придя в команду, я буду говорить какой-то группе футболистов, что не рассчитываю на них? Ни один тренер так не поступит. А дальше во время перерыва делаются определенные выводы. Они и были сделаны.
— Как оцените работу на сборе новичков команды Айртона и Гулиева?
— Замечательно. Что касается Аяза, то, чего я от него ожидал, он демонстриурет. С каждой тренировкой набирает форму. По Айртону — парень молодой. В 21 год, играя за «Флуминенсе», он стал одним из лучших левых защитников чемпионата Бразилии. Айртон подходит под наш стиль, но ему пока не хватает общения с игроками. Впрочем, он учит русский язык с репетитором. Думаю, что бразилец адаптируется.
— Какая схема будет для «Спартака» основной: с двумя или тремя центральными защитниками? Как будете использовать того же Айртона?
— Играть с тремя центральными защитниками мы не будем. Айртон может выйти и на правом фланге — на тренировках мы его использовали в этой позиции. У нас, по сути, три фланговых защитника. Но, если нужно, всегда на месте правого защитника может сыграть Рома Зобнин. Надеюсь, скоро будет в строю Боккетти, потом войдет Жиго. Плюс, отлично восстанавливается Ещенко. Защитников достаточно. Мы использовали схему 4-4-2, меняли ее на 4-2-3-1.
Не отпустим Рошу в Бразилию
— Какое участие вы принимаете в трансферной политике? Что это за внутриклубные регламенты, о которых говорилось на вашей презентации?
— Регламенты простые. Клуб выбрал тренера, отвечающего за результат и за тех игроков, с которыми работает. Конечно же, главный тренер, исходя из своей концепции игры, видит позиции, которые нужно усилить, и которые в усилении не нуждаются.
Я, как главный тренер «Спартака», сообщил об этом руководству в лице вице-президента и спортивного директора. На совете директоров я представлял доклад. Считаю такой формат верным. Или же игроки утверждаются, или задаются вопросы: почему нужен тот или иной футболист. Это грамотный и взвешенный подход руководства. Оно приглашает главного тренера, беря на себя обязательства предоставить ему все для работы, а тренер берет на себя ответственность за результат. Я задаю параметры футболистов, что мне нужны по позициям. А селекционный отдел ищет таких игроков, предлагает кандидатуры.
Сначала мы вместе просматриваем футболистов, анализируем. Я определяю группу, из которой можно выбирать. Потом снова собираемся вместе и обсуждаем. Но понятно, что за мной остается последнее слово.
— То есть, в кадровых вопросах — нужен или не нужен футболист, приходит или уходит — инициатива принадлежит вам?
— Конечно.
— Спартак продал в «Рубин» Владислава Пантелеева. Видели его недавний гол? Почему он оказался не нужен вам?
— Гол не видел. Но я знаю и видел, как он бьет штрафные. Этому парню надо играть. У «Спартака» есть опция его первостепенного выкупа. Точно так же мы делали и по Гулиеву. Если парень играет, у клуба есть право его приобрести за определенную сумму, которая прописана в контракте.
Пантелееву 22 года, он зарекомендовал себя в ФНЛ. Но давайте пройдемся по нашим футболистам центральной зоны — Зобнин, Фернандо, Глушаков, Гулиев, молодой Игнатов, приобрели Умярова. Последние двое — игроки молодежной сборной.
Конечно, Пантелееву надо играть. Я не дам ему такую игровую практику, какую даст «Рубин». Точно по такому же пути мы пошли в вопросе Джано и Тимофеева — дали им возможность играть. В моем понимании, футболист всегда должен играть. Если не проходит в основу, то за дубль или вторую команду. Если перерос их уровень, то нужно отдавать в аренду и смотреть, как он прогрессирует. Если, как в случае с Пантелеевым, аренда не прошла, а прошел другой вариант, то почему нет?
— Вы просили руководство вернуть из «Арсенала» Зелимхана Бакаева?
— Конечно, мы обсуждали его кандидатуру. И я хотел вернуть Зелимхана. Но руководство «Арсенала» не планирует его отдавать после достаточно ярких игр в первой части сезона. И я их понимаю — это игрок основного состава, он им нужен во второй половине чемпионата. Постараемся, думаю, еще провести переговоры. Но вряд ли [они завершатся успешно]. Думаю, Бакаев важен для «Арсенала». А потом, конечно, мы его вернем.
— Писали, что Айртона привез Дмитрий Попов. Действительно это так?
— Нет, не он.
— Адаптация Айртона только началась, а Педро Роша не может адаптироваться уже полтора года. Готовы ли вы давать ему больше времени весной?
— По тому, как он сейчас работает, — конечно. Дай бог, чтобы не было травм. За эти, как вы сказали, полтора года были и травмы, и проблемы в семье, и адаптация. Сейчас голова у него свободна. Он готов играть, тренироваться, полностью отдаваться. Роша очень хочет играть за «Спартак», несмотря на то, что многие серьезные клубы Бразилии хотят видеть его у себя. Думаю, все зависит от него. Мне очень нравится, как он сейчас работает.
— То есть, несмотря на появляющиеся в СМИ различные суммы, что предлагают за Рошу бразильцы, вы его не отпустите?
— Нет. Никуда он не пойдет.
— В СМИ ходили слухи, что Промес может вернуться в «Спартак» на правах аренды. Пригодился бы вам такой игрок?
— Это лишь слух. Клуб не вел никаких переговоров по нему. Желание поработать с хорошим футболистом есть всегда. Промес сделал «Спартак» чемпионом. Но мои желания ни к чему не приведут. У него действующий контракт с «Севильей».
— Ещенко если и сыграет в этом сезоне, то в самом конце. Будете просить руководство продлевать с ним контракт?
— Давайте дождемся, когда он восстановится. А потом уже будем думать о контракте. На данный момент он нужен. Что будет дальше — зависит от здоровья Андрея. Но то, как он профессионально подходит к реабилитации, поражает. Таких игроков я очень мало встречал. Он фактически шесть-семь часов ежедневно работает усиленными темпами.
— Как скоро восстановится Артем Ребров? Рассчитываете ли на него весной?
— Летом жду Артема в команде. Думаю, к сборам он будет готов. В этом сезоне Артем, вероятнее всего, уже не сыграет. Сейчас ему предстоит обследование, по итогам которого будет ясно: потребуется ли хирургическое вмешательство или же лечение будет терапевтическим. Тогда мы точно поймем сроки его возвращения.
— Кто станет первым номером в команде? Возможна ли ротация вратарей в разных турнирах?
— Не могу сейчас ничего сказать. Есть конкуренция. Мы работаем в интенсивном режиме. От самих вратарей все зависит. Играть будет тот, кто будет исполнять все требования. Они есть у меня, у тренера вратарей.
— Вы говорили, что требуется четыре месяца, чтобы поставить команде ваш футбол. Все идет по графику?
— Да. Все идет по плану. В марте жду от команды той игры, что хочу видеть.
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.