Как снимался культовый фильм «Околофутбола». Фанаты и актеры 5 лет спустя
Фильм «Околофутбола», вышедший в свет в 2013 году, стал первым максимально приближенным к реальности кино о футбольных фанатах в России. До этого в дешевых сериалах они изображались пьяными подростками с разрисованными лицами. Вошла ли эта тема в историю? Что осталось за кадром и будет ли продолжение? В программе Антона Дорофеева о съемках картины рассказали актеры и создатели «Околофутбола».
С чего начался проект?
Дарья Мингазетдинова, актриса, исполнительница роли Таи: Это было после института, где меня окружали рафинированные мальчики. А тут прям головорезы. Самым огромным был Леша Шпала. А Костя Москва был шире.
Антон Борматов, режиссер: На съемках я увидел, какие талантливые сами хулиганы. Я понял, что у них был талант сыграть даже главные роли. И Женя Березин — один из них.
Евгений Березин, актер, исполнитель роли Слона: Я читал сценарий, говорю: «Мясо» играть не хочу. По своим причинам. А эпизоды неинтересны. Единственный, кого хотел бы сыграть — это «Слон». Режиссер говорит: «Я тебя понял, хорошо». Я выучил, приехали, два дубля сделали — все. Пробовалось человек 16 — утвердили меня. К тому времени у меня уже было куча интервью по спорту — камеры я никогда не стеснялся.
Елена Быкова, автор и продюсер фильма: Никто не верил в это кино. Многие известные режиссеры, которым я показывала идею, говорили, что это кино — проходное, никому неинтересное. Я — поклонница всего того, что делает в кинематографе Сергей Сельянов. Решила отправить сценарий ему. Мы встретились — и все, сразу сложилось ощущение, что мы работаем. Он поверил, дал деньги на производство фильма.
Григорий Иванец, актер, исполнитель роли Бритвы: Я тогда снимался в сериале, взял оттуда каких-то шмоток, как мне тогда казалось, более подходящих для кастинга, и пришел. Говорят: «Тебя режиссер утвердил одним из первых». Я: «На кого? Хоть бы не на того, который всех предал». Но сами знаете, на кого в итоге меня утвердили.
Александр Ратников, актер, исполнитель роли Тичера: Так как я был утвержден почти в самый последний момент, я никакую подготовку в спортзале не проходил — не успел просто. Впоследствии о чем сильно жалел — в каждой сцене, где были драки, я все время получал в жбан.
Как снимали фанатские драки?
В съёмках приняли участие реальные футбольные хулиганы из Москвы, Санкт-Петербурга, нижнего Новгорода. Они не только стали консультантами на площадке, но и сыграли самих себя в эпизодических ролях. Таким образом удалось воссоздать многие атрибуты субкультуры, которые ранее оставались скрытыми от глаз обывателей.
Костя Москва, фанат «Спартака»: Драки, в которых мы участвовали, были списаны с конкретных событий: вагон метро, засада в парке. Консультантами на фильме были более старшие товарищи, которые все это прошли на собственном опыте. Ну и к этим событиям добавился некий художественный вымысел, чтобы в кино поинтереснее смотрелось.
Сам процесс съемок был гораздо лучше, чем весь фильм. Это был ад в хорошем смысле слова, было творческое единение людей. И поездка в Нижний Новгород: в одном автобусе ехала съемочная группа, были и «мясо», и «кони». И один из консультантов фильма с одной стороны и другой со стороны «мяса» по такому же опыту и возрасту, они сидели, обнимались, выпивали. И была такая фраза: «А чего мы раньше рубились? Вот мы какие забавные и прекрасные люди».
Антон Борматов: Какие-то фанатские движения проходили прямо во время съемок — они отличались и приходили с синяками, побитые, но веселые. И меня самого подмывало попроситься в какую-то драку. Но рационально понимал: ну зачем, отобьют голову — и хуже снимешь кино.
Мне хотелось такого ютубовского эффекта — они же сами свои сходки снимают. И этот эффект мне очень нравится, я смотрел нарезки, и меня именно это впечатляло.
Во время съемок финальной битвы, где они все пошли на ОМОН, один из «коней» до такой степени напился, что ему казалось, что это реальная драка. Он вдруг перестал понимать, что идет съемочный процесс. У киношников много чего происходит, но мне на съемках никогда не говорили «я тебе сейчас вломлю».
Григорий Иванец: Получать по башке не очень нравилось. Но все равно ходили, получали. Что-то начало получаться. И после этого мои друзья говорили, что у меня поменялся взгляд, поменялось отношение.
Евгений Березин: «Ой, у меня будет ссадина, ой, мне там нельзя». Я все прекрасно понимаю, но есть грим. И все. Понятное дело, если бы он с таким фингалом пришел в театр, никто бы его по голове не погладил бы. Но вопрос-то не в этом — никто друг друга не бил сильно. Они махали кулаками в драке — это было хотя бы похоже на то, что они это умеют делать.
Александр Ратников: Я тогда спрашивал, почему тот или иной фанат считается легендой. Мне показывали какие-то видосы, и я был в шоке: «А-а-а, что ты делаешь! Пожалей этих людей!»
Иван Фоминов, актер, исполнитель роли Ярого: Мне сказали: «Ты должен как не в себя жрать и качаться». Я занимался со штангой по 6-7 раз в неделю. Нереально было набрать 20 кг за месяц, а с фармой это стало возможно. Была проделана определенная работа — погружение в предлагаемые обстоятельства. По итогу, я — это я, а Ярый — это Ярый.
Исходы некоторых драк менялись прямо по ходу процесса. Так, изначально в столкновение фанатов «Спартака» и «Зенита» должна была быть зафиксирована ничья. Но уже на съёмочной площадке было решено разыграть победу красно-белых.
Андрей Арни, фанат «Зенита»: Если честно, тогда в очередной раз столкнулся с московской хитростью. Сейчас бы, наверное, я людям бы отказал и сказал: «Либо давайте переигрывать сценарий, либо откажемся от участия».
О любовной линии в фильме
Елена Быкова: Конечно, были те, кто говорил «такого быть не может». Но у нас же все-таки кино. Представьте себе фильм: привел Мажор в компанию девушку, представил. Ну, девушка и девушка, ходит рядом. Где конфликт? Его нет в сюжете. Естественно, сделали конфликт.
Павел Ерлыков, актер, исполнитель роли Мажора: Любое предательство — такая страшная вещь. Особенно, если человек тебе очень близок.
Дарья Мингазетдинова: Там есть такая серьезная сцена, которая стала кульминационной в моем понимании о кино. Я так надеялась, что меня это не коснется — я же актриса Малого театра, выпускница Щепкинского училища. А тут Антон Борматов показывает мне референс: «Примерно вот так будет выглядеть постельная сцена». И там просто порево. Говорю: «Пожалуйста, нет, я не могу в этом участвовать, меня папа не поймет, театр». Он — «Так уходи. Думаешь, ты одна здесь?». Но у бабушки нашелся аргумент — Чулпан Хаматова тоже раздевалась.
Свою героиню абсолютно оправдываю. Мне кажется, что такое возможно в жизни: встречаешься с человеком и понимаешь, что ты его не любишь, когда встречаешь настоящую любовь.
Как перенесли реалии фанатской культуры 1990-х в 2000-е
Режиссер Антон Борматов до работы над «Околофутбола» снял фильм о бандитских 1990-х под названием «Чужая». С темой, где тестостерон в избытке, ему приходилось работать не впервые.
Виталий Гашек, фанат «Спартака», участник музыкальной группы Clown’s Ball: Если бы мы реально хотели 1990-е, надо было бы народ одевать в бомберы, в тяжелые ботинки и без телефонов. И мы прикинули и поняли, что динамика бы провалилась.
Павел Ерлыков: Мы не хотели сделать сказку для гламурных мальчиков и девочек. Мы хотели рассказать правду об этом мире.
Григорий Иванец: 5 лет назад мы буквально в последний момент вскочили в последний вагон, когда еще можно было сделать такие темы, как у Балабанова в «Брате».
О межнациональной розни в фанатской культуре
Иван Фоминов: Пара моментов точно была, когда сталкивался с кавказцами, которые меня узнавали в этой роли. Но они были дружелюбно настроены. Люди же понимают, что это кино. Агрессии в мою сторону не было.
Дарья Мингазетдинова: На данный момент уже стерлась такая межнациональная рознь. Но когда фильм снимался, мне кажется, она была на пике.
Елена Быкова: Мы показали, как оно бывает, к чему оно приводит. Хорошо, плохо — каждый получил по заслугам, если вы заметили. Так сложилась их судьба.
Евгений Березин: Просто, допустим, те пацаны, которые не стесняются хвататься за ножи и кулаки, и эти — то же самое. Ну, боднулись — бывает. Сколько таких бытовых проблем на районе.
О финальной работе над фильмом
Виталий Гашек: Сначала нам отдали на откуп всю музыку. А потом в наш процесс стали реально вмешиваться, типа «надо такую, надо более другой народ охватывать и т. д.». Спорить уже было бесполезно, потому что все бы переросло в грызню.
Евгений Березин: Режиссер монтажа этого фильма сказала: «Вы что, хотите сказать, что фанаты — нормальные люди?». Я говорю: «Лена, пожалуйста, не давай ей монтировать. Она с таким субъективным отношением к этому вопросу испортит фильм». Очень много убрано сцен — подгоняли под хронометраж.
Нужна ли вторая часть «Околофутбола»?
Костя Москва: Она в первую очередь нужна тому, кто ее будет снимать. Это Григорий Иванец, он сейчас режиссер и уже давным-давно созрел для съемок полнометражного фильма.
Григорий Иванец: Я перегорел. Мы через столько всего прошли, когда готовили этот фильм с Леной Быковой.
Елена Быкова: Я знаю, что ходили слухи, что кто-то читал вторую часть, и люди, создавшие первую, отреклись. Это полная ерунда. Хороший сценарий, очень классный, очень крепкий. Немного политической стороны, о чемпионате мира.
Григорий Иванец: С 90-процентной вероятностью нас прикрыли, потому что не хотели рисковать, хотя фильм был призван на время ЧМ всех примирить, показать, что и во властных структурах, и в фанатской среде есть и хорошие, и плохие.
Виталий Гашек: Где вы видели, чтобы вторая часть была лучше первой? Единственный фильм — «Терминатор». Все остальное, по-моему, шляпа.
Евгений Березин: Предыстория об этих же персонажах, только на 5 лет младше того времени, на электричках, с сиськами, с хлебом, с майонезом. Мне было бы интересно. Снять и приквел, и продолжение.
Иван Фоминов: Мне кажется, в первой части было все сказано. Хотя я понимаю, поклонники фильма хотели бы видеть продолжение, этих героев, что с ними дальше происходит. Но для меня это спорный вопрос.
Антон Борматов: «Околофутбола-2» — как-то не субкультурно. Ну что вы, ребята.
О публичной жизни представителей фандвижения
Евгений Березин: Контролирующие органы уже по именам с нами здороваются, поэтому лица прятать смысла нет. А все остальное — я не знаю. Уверен, что всеми движут разные мотивы.
Костя Москва: Есть небольшой миф о закрытости, что мы — бандиты-пребандиты, ОПГ. Не знаю, для чего вся эта жуть нагоняется. А раскрыть в кино тему решили, чтобы показать, что нормальные все люди, не надо ничего бояться.
Виталий Гашек: Власти не знали, как с этим бороться, а сейчас они так поднаторели, что ты и шага сделать не можешь — везде засвечен.
Елена Быкова: Кто бы что ни говорил, власть нам очень сильно помогла. Если бы не власть, мы бы просто не досняли это кино.
Дарья Мингазетдинова: Мне кажется, что это самые благородные мужчины на свете. По крайней мере те, с которыми я общалась. Они бы никогда в жизни не обидели ни одну женщину, тем более ребенка или животное. Это самые добродушные мужчины на планете.