«Это наши люди, они оступились». Матч Кокорина и Мамаева в «Бутырке» устроили православные активисты
Александр Кокорин и Павел Мамаев проведут в СИЗО «Бутырка» футбольный матч. Напомним, суд продлил футболистам (а также Кириллу Кокорину и Александру Протасовицкому) меру пресечения в виде заключения под стражу — они пробудут в СИЗО как минимум до 8 февраля.
Идея провести матч принадлежит православной общественной организации «Сорок Сороков». Во ФСИН она получила одобрение, позитивно отреагировали и Мамаев с Кириллом Кокориным. «Я, конечно, за! Отличная идея! Все, что мне нужно, — чтобы я сам собрал команду. Кокориных — старшего и младшего — уговорю, не сомневайтесь!» — передает слова Мамаева «МК». Сначала планировалось сформировать две команды, из заключенных и сотрудников СИЗО. Но один из основателей «Сорока Сороков» Андрей Кормухин анонсировал, что команд будет три: «Движение «Сорок Сороков», команда служащих ФСИНа и третья команда — хозотряд — заключенные. И будем меняться друг с другом». Поскольку Мамаев чаще посещает храм, в «Сорока сороках» хотели бы видеть в своей команде Кокорина, «чтобы с ним и сыграть, и по-братски пообщаться», — рассказал Кормухин «Фонтанке».
Кормухин — бизнесмен, отец девятерых детей и активный противник абортов, основал «Сорок Сороков» вместе с Владимиром Носовым, мастером спорта международного класса по боксу. Движение получило известность благодаря охране строительства церквей (по программе «200 храмов»), в первую очередь — в московском парке Торфянка. «Сорок Сороков» также разгоняли гей-парады, проводили митинги за «Многодетную Россию» и акции в поддержку патриарха Кирилла — тот называл участников движения своей «гвардией».
Движение «Сорок Сороков» давно любит спорт. В разгоне бунтующих жителей в парке Торфянка принимали участие бойцы из крупных фанатских группировок. Каждый год движение проводит в Коломенском фестиваль «Православие и спорт». 9 декабря на одноименном турнире-фестивале по единоборствам поучаствовали 390 спортсменов. Принять участие в фестивале призывал, например, тяжеловес UFC Алексей Олейник. А петербургское отделение «Сорока Сороков» дружит с клубом смешанных единоборств «Александр Невский». Его главный тренер Эдуард Широбоков — координатор движения в Санкт-Петербурге.
Sport24 расспросил Андрея Кормухина, зачем ему и его движению футбольный матч в «Бутырке».
— Матч в «Бутырке» с участием Кокорина и Мамаева — идея движения «Сорок Сороков»?
— Да. Это не первый матч, который мы проводим в «Бутырке». У нас не первый год есть миссионерско-благотворительная программа, помогаем заключенным, находящимся в тяжелой ситуации. Помогаем женской колонии в СИЗО № 6 в Москве — многие из заключенных рожают прямо в местах лишения свободы. Снабжаем детскими вещами, памперсами. Кстати, в футбол мы играли и в этом СИЗО, собрали женскую команду.
Этот матч пройдет в рамках двух программ — «Православие и спорт» и «Неделя добра». Вторую мы осуществляем после Рождества до Крещения, так называемые святки. Сплошная седмица на самом деле больше семи дней, около десяти. Веками в этот период люди пели колядки, дарили подарки, занимались благотворительностью. Именно благотворительным матч и будет.
Предложили ФСИН, они согласились. Ребята, насколько понимаю, тоже. Со слов представителей ОНК, они поддерживают нашу инициативу. Было бы странно, если бы не поддерживали. Хотя мы бы этот матч провели, даже если бы они не согласились.
Это не из ряда вон выходящая акция, плановая, в которую затесались известные футболисты. Просто они вызвали, как принято говорить у молодежи, хайп. Думаю, и на ребятах событие скажется благотворно. Им будет приятно поучаствовать в таком добром деле.
В «Бутырке» это будет вторая игра — летом наша команда «Сорок Сороков» встречалась с сотрудниками тюрьмы. Сейчас еще не уточнены технические моменты, но это уже специфика ФСИН. Как там все будет с их режимами, нам тоже еще непонятно (Кокорину и Мамаеву запрещено видеться друг с другом; ожидается, что они сыграют по тайму. — Sport24). Но матч по-любому состоится.
— Условия для игры подходящие? Тем более зимой.
— У нас выложены фото с летнего матча. Да, поле не футбольное, площадка небольшая. 11 на 11 не сыграешь, но 6 на 6 — вполне.
— Как организовать матч в тюрьме, сложно ли это?
— ФСИН нас знает давно, от нее у нас есть почетные грамоты, благодарственные письма. Обращаемся к ним для поддержки нашей благотворительной деятельности. Нам идут навстречу. Вреда от того, что заключенных разными способами социализируют, ФСИН не будет. Данный матч вписался в нашу программу. Мы ведь не только матчи проводим [в тюрьмах], но и, скажем, регулярные богослужения. Недавно мы поменяли крест в СИЗО № 6, который пришел в ветхое состояние. Участники «Сорока Сороков» собрали средства и установили на купол храма новый крест.
— В чем ваше участие в организации?
— Во-первых, мы инициаторы данного мероприятия. Надо сынициировать, договориться со всеми. Во-вторых, форма. В-третьих, дальнейшее сопровождение. Чтобы это был не просто матч, а он сопровождался положительным эффектом в общественном пространстве. Мы не должны забывать о людях в местах заключения. Это наши люди, которые оступились. Если будем считать их изгоями общества, ставить на них крест — это озлобит их. Такими они и выйдут на свободу и будут только множить свои преступления.
— Как будет проходить сбор средств во время этого матча? Если я захочу поучаствовать в вашей программе, как это сделать?
— Подобные мероприятия пройдут по всей России. Как я уже сказал, это акция «Неделя добра». В разных регионах нуждающиеся люди получат от наших отделений помощь. Деятельность будет осуществлять благотворительный фонд «Сорок Сороков». Как она будет конкретизирована в данном матче, пока сказать не могу. Рабочий вариант — специальные футболки для этого матча с автографами футболистов, мячи. Их позже реализуют на благотворительном аукционе. Средства пойдут на помощь детям-сиротам и больным онкологическими заболеваниями. Как раз об этом договариваемся.
— Ваше отношение к делу Кокорину и Мамаеву? Их наказывают показательно или по делу?
— Мы знакомы с пенетрационной системой и можем сказать: тюрьма еще никого лучше не делала. Если можно избежать тюремного срока, это всегда лучше сделать — и для государства, и для людей. На выходе в подавляющем большинстве случаев человек выходит из тюрьмы хуже, чем тот, что заходил. Такая уж эта система наказаний. Совершенное Александром и Павлом заслуживает порицания. Но стоит ли их за это привлекать к уголовной ответственности, если все стороны конфликта не жаждут крови? Можно было бы обойтись и административным наказанием.
Могу понять девочек, они в этом плане более эмоциональные и рефлексирующие. А для подвыпивших мужчин подобная драка — расхожая история. На Руси таких случаев было очень много. Просто сейчас у нас такая система видеонаблюдения, все это попало на камеры. Понимаю, что перед законом у нас все равны. Но почему-то думаю, что, будь это не Кокорин и Мамаев, а кто-то еще, они бы избежали наказания такой строгости. Каждый из нас был в схожей ситуации: или побитым, или сам бил человека, который как-то не так посмотрел. Рядовая мужская ситуация.
Мне верится, что ажиотаж вокруг Кокорина и Мамаева сойдет на нет. Как понимаю, они уже извинились, попросили прощения. Но если их отправят в места лишения свободы, это плохо скажется на них как на футболистах. Там никто не будет составлять им график тренировок, сопровождать. Кроме того, это серьезная психологическая травма.
— Депутат от КПРФ призывал ликвидировать «Сорок Сороков» — движение, которые «взаимодействует в том числе с экстремистскими группировками», в частности, нацистами и футбольными фанатами. В «Сорока сороках» состоят Иван Катанаев и Василий Степанов, бывшие члены «Фратрии» и «Гладиаторов». Продолжаете ли вы привлекать фанатов и зачем они вам?
— Мы никого не привлекаем. Мы обозначили цели и задачи, и к нам приходят единомышленники. Ваня и Вася пришли в «Сорок Сороков» точно так же. Никто никого не переманивал, не присоединял. Футбольные фанаты — такие же православные христиане, как и люди военной профессии, врачи, художники.
— Катанаева вы называли «православным братом, который ищет выходы из тупиков, в которых он оказался, когда был в фанатском движении». Как вы помогаете искать эти выходы?
— Ваня нашел в движении «Сорок Сороков» жену. Он отец семейства, у него родился сын Лука. Как понимаю, он становится ответственным гражданином нашего общества. Уже то, что он, находясь в нашем движении, создал ячейку общества — немалый вклад и выход из тех самых тупиков, в которых он очутился, не найдя опоры.
— Катанаев участвовал в защите возведения храма в парке «Торфянка» и якобы угрожал местным жителям, бунтовавшим против строительства. Продолжают ли «Сорок Сороков» такую деятельность?
— Это один из наших многочисленных проектов. Занимались и продолжаем этим занимаемся. Только немного неверная формулировка. Мы не отстаиваем строительство храмов. Мы помогаем общинам, живым людям, реализовывать их мечту. В спальных районах Москвы храмов катастрофически не хватает. Главное, чтобы все это было оформлено законно — парк «Торфянка» не исключение. А политические партии, который выступают против православия и Христа, решили оттоптаться. Это их проект, привлекали электорат. Мы считаем, что Христос — не разменная монета.
Если община будет обращаться к нам с такими просьбами — будем помогать. Как недавно было с Храмом Иосифа Волоцкого, который собирались снести. А что распространяют о нас ложь по парку «Торфянка»… Любое хорошее дело не проходит без сопровождения либерального контента.
— На прошлой неделе «Сорок Сороков» открыли первый духовно-спортивный клуб при храме — в Москве, на Ходынском поле. Зачем вам это?
— Это пилотный духовно-спортивный центр при храме Сергия Радонежского. В ближайшее время займемся еще двумя клубами, один в Москве, другой в Подмосковье. В ближайшее время планируем реализовывать эту программу по всей России. Сейчас остро необходимо открывать подобные центры. Мы вымирающая страна. Теряем население сотнями тысяч, если не миллионами в год. Во многом причина в системе образования, которая отказалась от воспитательной функции. Дети оказались предоставлены улице либо соцсетям. А до чего доводят соцсети, мы знаем по пресловутым группам вроде «Синий кит» и им подобным. Понятно, к чему наша молодежь идет.
В спортивных центрах будут воспитываться добропорядочные, ответственные мужи, защитники Отечества и слабых, отцы будущих многодетных семей. На сегодня в России на сто браков 83 развода, как правило, из-за безответственности глав семей. Считается, что семья — как прогулка, а при первых трудностях брачные узы разрываются, а детей оставляют матерям-одиночкам. Благодаря нашим духовно-спортивным центрам семьи должны стать крепче. Это настоящий мужской проект.