«С Семаком «Зенит» возьмет то, чего от него ждут». Луиш Нету — о возвращении из Турции и ЧМ-2018
— Всегда приятно возвращаться в команду, которую любишь, — признался португалец.
— Пока вас не было, «Зенит» возглавил Сергей Семак, с которым вы вместе играли.
— Помню, когда только перешел в «Зенит», сразу отметил для себя Семака. Личность с фантастическим менталитетом как на поле, так и за его пределами! Его все уважают — игроки, весь персонал клуба, болельщики. Присутствие Семака много значит для нас. Он всегда работал на сто процентов. И даже когда завершил карьеру и стал помогать сначала Андре Виллаш-Боашу, а затем Мирче Луческу, мы чувствовали его энергетику. В прошлом году в «Уфе» Семак проделал прекрасную работу. Сейчас он переносит свои идеи на «Зенит». Теперь у нас не просто сильные игроки, а сильные игроки с очень сильным командным духом.
— Но «Уфа» — единственный клуб, который он тренировал. Семак готов к «Зениту»?
— Готов на сто процентов. У него было много времени, он постененно к этому шел: сначала был игроком, потом вторым тренером. Семак постоянно учился. И когда у него появилась возможность самостоятельной работы в «Уфе», он показал, чего стоит. Он простроил прекрасную команду, против которой было непросто играть. Теперь с игроками другого уровня он сможет добиться новых высот. Достичь то, чего ждут от «Зенита».
— Как первый сбор при Семаке? Тяжело?
— Все прекрасно, только вот постоянно дожди. Потихоньку набираем форму. Все сражаются за место в составе, за право остаться в «Зените». Усердно работаем. Распорядок: тренировка, еда, тренировка, сон. Среднегорье? Первые несколько дней было непросто, но потом привыкли. Сейчас чувствую себя отлично, как и все в команде. Но сейчас и надо пахать. Когда вернемся в Питер, будет проще.
— Прошлым летом вы ушли из «Зенита» в последний день трансферного окна. Шансов заиграть при Манчини не было?
— Нет, почему. Я же сыграл в шести-семи матчах. Но после того, как вернулся с Кубка Конфедераций, почувствовал, что атмосфера изменилась. Игроки, с которыми у меня были хорошие отношения, покидали команду. Появились новые игроки, новые тренеры. Я пытался адаптироваться, но все равно чувствовал себя некомфортно.
Когда появился вариант с «Фенербахче», серьезно задумался. Мы с семьей решили сменить обстановку. Да и я надеялся, что игра в другой команде позволит мне попасть в сборную Португалии на чемпионат мира. Хотя «Зенит» не горел желанием меня отпускать.
— То есть уход в «Фенербахче» — это ваша инициатива?
— Да, это мое решение. Но повторюсь, не было такого, что я не хотел играть за «Зенит». Я люблю клуб и хочу играть в Питере. Но был определенный дискомфорт. Так что аренда стала хорошим решением.
— Пару лет назад вас звал «Олимпиакос», но не отпустил «Зенит».
— Никакого сожаления по этому поводу у меня нет. В 2012 году мы с женой приняли верное решение, приняв предложение «Зенита». Этот шаг дался нелегко: мы тогда жили в Италии, нам все нравилось, как вдруг поступило предложение из Петербурга. В итоге «Зенит» дал мне очень многое, а я увидел, что Санкт-Петербург — просто фантастический город. Здесь родился мой сын, у клуба появился потрясающий стадион. Сделаю все, чтобы провести следующий сезон в «Зените» и наслаждаться им.
— Думаете, что это последний год в «Зените»?
— Конечно, я ни в чем не уверен. Просто факт — следующим летом у меня закончится контракт. Посмотрим, как будут складываться дела. Прямо сейчас мне все нравится. А загадывать слишком рано.
— Как прошел ваш год в Турции?
— Я получил фантастический опыт. Как я говорил, я хотел перемен: новую команду, новый чемпионат, новую культуру. Моей семье тоже понравилось в Стамбуле. Мой сын там пошел в школу. В профессиональном плане у меня тоже все сложилось неплохо. Я начал в старте, но потом немного не повезло. Мы выдали не самый лучший отрезок в плане результатов. В одном из матчей я получил четвертую желтую карточку. Следующую игру команда выиграла, а потом выдала серию из пяти побед подряд. Вернуться в состав было сложно. Дальше я получил травму голеностопа, которая оставила меня без футбола на полтора месяца. А ведь до этого я вообще никогда не травмировался! Всего у меня набралось 17-18 матчей за сезон. Конечно, я хотел бы сыграть больше. Но ни о чем не жалею. Этот год не прошел даром.
— Атмосфера на стадионах в Турции крутая?
— Мой первый матч был против «Башакшехира». И я просто обадлел! Стадион забит до отказа, все болеют, гонят команду вперед. В Турции вообще все живут футболом. Очень отличается от России. Собственно, это одна из причин, по которой я выбрал именно Турцию. На всех матчах стадионы битком, даже у маленьких команд очень много болельщиков. В России, как правило, такое можно было увидеть только на матчах «Зенит» — «Спартак». Хотя я слышал, что новая арена «Зенита» в прошлом сезоне побила все рекорды по посещаемости — это вдвойне приятно, хочется полностью отдаваться игре при такой атмосфере.
— Как дела у Жулиано?
— О, у него все отлично! Хотя он тоже играл не с начала сезона. У «Фенербахче» была черная полоса, команда проиграла «Вардару» в Лиге Европы. И лишь после этого мы с Жулиано приехали. Какое-то время у него отняла адаптация. Но затем он стал регулярно выходить на поле на позиции «десятки», стал забивать, раздавать. Он фантастический игрок.
— В «Фенербахче» вы играли с Романом Нойштедтером.
— С Романом у меня сложились отличные отношения. В целом защитники в «Фенербахче» дружные. Мы постоянно общались. Часто шутили на тему России с Романом, Жулиано и Мартином Шкртелом.
— Удивились, что Нойштедтера не взяли на чемпионат мира?
— Он очень хотел сыграть! А я конечно, удивился. Роман провел отличный сезон. А у вас Джикия и Васин травмировались. Даже если бы сборная играла в три центральных защитника, думаю, Роман лишним точно бы не стал.
— А ваше непопадание на ЧМ? Или вы уже и не надеялись?
— Почему же? Я два года к этому шел! Но в последние два-три месяца перед турниром у меня дела в Турции складывались не лучшим образом, как я уже говорил. Это и повлияло на окончательное решение тренерского штаба. Так что я не чувствую, что со мной поступили несправедливо. Сам все прекрасно понимаю. Но я готов провести фантастический сезон с «Зенитом», чтобы вернуться в сборную.
— Португалия на чемпионате мира не блистала.
— А мы никогда особо сильно и не играем. Даже если посмотрите на Евро-2016, яркой игры там не было. В конце концов, с Уругваем мы сыграли неплохо. Но все решили удары Кавани. Португалия пыталась переломить ход матча, но защита уругвайцев была на высоте. Просто не получилось пройти сквозь эту стену! Мы вполне могли выйти в четвертьфинал, но что теперь об этом говорить? Все выложились на сто процентов. Но получилось так, как получилось.
— На этом ЧМ выстрелили аутсайдеры. У вас есть объяснение, почему?
— В футболе уже сложно придумать что-то новое — все придумано до нас. Все решают талант и организация игры. Поэтому и разница между командами с разного уровня игроками не такая большая. Звезды в составе — теперь этого не достаточно, это уже не гарантия успеха. Все бегут, все отдают сто-двести процентов. Так что разделение на фаворитов и аутсайдеров стало условным. Посмотрите на этот чемпионат мира — каждый может выиграть у каждого.
— Сборная России, например, чуть не вышла в полуфинал.
— В том, что вы выйдете из группы, я изначально не сомневался. У вас она была не самая сильная. К тому же на таких турнирах хозяевам всегда проще играть. Домашние трибуны дают преимущество: трибуны заполнены, гонят команду вперед.
Меня удивила игра с Испанией. Но я был очень рад! Не только за Россию, но и за парней из «Зенита», которых знаю лично.
— Испанцы были недовольны, что Россия весь матч оборонялась.
— Ну а как еще играть против Испании? Кажется, ваш тренер говорил, что обыграть испанцев можно только так. И в этом был его план, который сработал! «Атлетико» выиграл несколько титулов, играя компактно и от обороны. Так что ничего зазорного в этом нет. Главное, чтобы в итоге была победа. Если бы вы играли в яркий атакующий футбол, но не прошли Испанию, я бы точно не обрадовался.
— Блиц: Куарежма или Ди Мария?
— Куарежма.
— «Санкт-Петербург» или «Шюкрю Сараджолу»?
— Можно пропустить этот вопрос? Оба стадиона фантастические!
— Судья в поле или VAR?
— VAR.
— Что хуже — автогол или удаление?
— Автогол.
— «Чикаго Буллз» или «Лос-Анджелес Лейкерс»?
— «Лейкерс».
— Когда вы кричите на судей в РФПЛ, какой язык используете?
— Ха! Вообще, стараюсь говорить по-португальски. Но это если я очень недоволен судьей. Если хочу, чтобы он меня понял, конечно, использую русский язык.
— Если бы вы могли изменить одно правило в футболе, что бы вы выбрали?
— Хотел бы, чтобы все те минуты, которые одна из команд использует для затяжки времени, в итоге добавлялись к матчу. Если затянул 12 минут, то и играй дополнительные 12 минут. А то начинается: замены, долгие розыгрыши, падения… А потом судья добавляет всего три минуты! Для меня это неприемлемо. Не люблю, когда тянут время.
— Финал Лиги Европы: 85-я минута, «Зенит» ведет у «МЮ» 1:0. Вы не будете тянуть время?
— Все зависит от ситуации. Моя идея в том, чтобы изменить менталитет футболистов. Время, которое предназначено для игры, футболисты должны использовать для игры, а не для задержек, падений и прочего. У вас есть 90 минут. Нельзя забить мяч и все остальное время ждать свисток.
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.