ФутболРПЛ
13 июля 2018, Пятница, 09:30

«Хотел бы хайпа — сделал бы Бузову». Автор граффити Черчесова хочет нарисовать Дзюбу

Станислав Черчесов, Сборная России по футболу, ЧМ по футболу
Sport24
Поделиться
Комментарии
И говорит, что ему платит Путин.

21 июня в Санкт-Петербурге появилось граффити Станислава Черчесова. 8 июля его испортили вандалы (по данным «Фонтанки», ими оказались фанаты «Зенита»), но уже 10-го на этом месте появился новый Черчесов. Корреспондент Sport24 Александр Муйжнек встретился с автором работы, руководителем арт-группы HoodGraff Артемом Буржем.

За каких-то 40 минут вторника Артем Бурж и Илья Ис пообщались с пятью прохожими и раздали три интервью. Один мужчина попросил у Артема валик и сделал пару мазков над плечом Станислава Черчесова, а потом предложил свои услуги по нанесению антивандального покрытия. Бурж записал название средства в телефон и уточнил, что работа еще не закончена: планируют сдать к четырем-пяти часам вечера. Правая рука Черчесова, отдающая честь, на момент нашего разговора только в наброске — на фотографию с этим жестом Ис часто поглядывает, примеряется и вносит штрихи. А главный образец, лицо тренера анфас, наклеен на несколько листах А4 прямо поверх граффити.

— Целая война тут разворачивается, — говорит Бурж на камеры, но быстро меняет тон (Ис не снимает респиратор, отказывается общаться и весь в работе). — Да просто пошалили ребята с пальцем. Мы решили закрасить и нарисовать новый портрет. В благодарность Черчесову и всей сборной. Поза такая, потому что игроки сражались, как настоящие воины. За своего тренера.

Еще вопросы (точнее, ровно один) Буржу задавал мужчина в футболке погибшего олимпийского чемпиона по вольной борьбе Бесика Кудухова. Он представился общиной осетин Санкт-Петербурга и записывал видео, держа айфон вертикально. Мимо проходит пожилая женщина с продуктовой тележкой. Она вспоминает первую версию граффити — ту, где Черчесов показывал рукой латинскую L — и говорит, что вандалов, испортивших его, «стреляла бы».

Sport24

— А как это делается графически? Я даже не представляю, — изумляется она. — Форма головы, руки, глаза — это же что-то выдающееся. Лучше, чем фото. А где этому учатся?
— На улице, — отвечает высокий мужчина, который давно ходит вокруг граффити.
— Ну да?
— Он с 2004 года рисует.
— Вот какой парень! И никто о нем не знает, не говорит.
— Ну он нелегальный художник. Вроде как это порча государственного имущества. Или муниципального.
— Какого имущества? Туалетное здание, никому не нужное. Эта работа же лучше, чем слова из трех букв. Настоящее искусство. А это же дорого, да?
— На такой рисунок затраты — 12 тысяч.
— И ему никто не заказывал? Не оплачивал?
— Нет, все добровольно.
— Ну, ребят! И даже не рекламируют. Вас должны узнавать. Таланты!

Буржа и Иса узнают: еще ночью, когда художники закрашивали испорченное граффити и делали новое, вокруг дежурили журналисты. Рядом с лотком краски лежит пустая банка энергетика — как и первую версию граффити, эту художники начали в два ночи. «Раньше нам надо было два-три дня для такого стрит-арта, сейчас приходится делать быстрее, — говорит Бурж. — Белые ночи помогают».

Первую версию граффити Буржу и Ису помогал делать Сергей Шнуров: так рядом с Черчесовым появилась надпись «Ты просто космос, Стас», строчка из песни «Экстаз».

9 июля художники закрасили испорченное граффити, написав без трафарета: «До завтра». Сейчас из текста на стене — только подпись HoodGraff: это творческое объединение Буржа. Арт-группа специализируется на портретах в монохроме, из портфолио Бурж чаще всего упоминает три работы: Сергей Бодров, Виктор Цой и Би Би Кинг. «Новый портрет Черчесова лучше, — говорит художник. — Предыдущий — просто прикол. Хотя, думаю, Черчесов оценил. Сейчас — немного другое: воинское приветствие, которым они обменивались с Дзюбой».

— Вы же понимаете, что такой портрет Дзюбы в Питере провисел бы от силы час?
— Блин, да я бы очень хотел нарисовать Дзюбу. Но это должно быть что-то помасштабнее. Для «Зенита» я готов что-то сделать. Готовы ли к этому фанаты и клуб — не факт. Артем-то тоже красавчик, конечно.

Но, чтобы не обижать никого, придется рисовать всех. Захочешь сделать Акинфеева — а он московский. Рисуешь Черчесова — обижаются, что он спартаковец. Для меня всегда «Зенит» — чемпион. Голубая форма мне ближе, чем любая другая. И я с теплом вспоминаю, как мы рисовали Данни. Но надо отдавать себе отчет: сейчас мы представляем Россию, а не «Зенит».

Разве имеет значение, что Черчесов показывал знак «Легии»? Для меня он представляет сборную. Сейчас не Лига чемпионов, где мы боремся за Петербург, а чемпионат мира. Все кошки-мышки лучше бы спрятать.

***

— Как вы узнали о том, что первую версию граффити испортили?
— За день до возвращения с Кубы. Туда мы ехали можно сказать, совмещать приятное с полезным. Привезли свою концепцию и чуть-чуть краски (своей на Кубе не купить, страна закрытая), определили споты, где будем рисовать, познакомились с местными.

Но тут узнали, что случилось с нашим граффити. 13 часов летели до Москвы, 4 часа на «Сапсане» — и сразу же в «Леруа Мерлен» за красками. А потом — к стенке. Так и не спали.

Забавно было рисовать первое граффити. В тот день Аргентина играла с Нигерией. Всю ночь мимо бродили аргентинцы с чемоданами — и вообще не понимали, что происходит. Еще приходили журналисты из Аргентины — и показались мне самыми позитивными. У бомжей интервью возьмут (в Пушкарском саду со стороны Большой Пушкарской улицы и правда лежат несколько бомжей — Sport24), у каких-то собаководов — им интересно все, важно мнение каждого! При том, что русский они не знают, английский — очень плохо. Но как-то умудрялись всех разговорить.

— Как к портрету Черчесова относится ваша субкультура?
— Доносятся слухи, что не особо одобрительно. При этом знаю ребят, которые плотно в андерграунде — и выписывают нам неплохой респект.

Критикуешь — предлагай. Как только пошла движуха, я поставил перед собой задачу дать настоящее развитие культуры. А в это время очень талантливые ребята сидели дома у компьютеров и писали негативные комментарии. Нет бы выйти и что-то сделать.

— Что писали?
— Что все куплено и проплачено. Например, репутация Черчесова. Как же меня это бесило, а. Ребята, мыслите созидательнее! Это же даже не бой — 11 человек не купишь. Только если повара попросить пургена подсыпать.

***

— Вы застали чемпионат мира в Петербурге?
— Улетели в день матча с Испанией. Билеты на игры стоили полтора косаря баксов — я не мог себе такого позволить. Смотрел матчи в барах. Ожидал, что с организацией все будет ужасно, что будет больше фанатского беспредела — но все круто. Рад, что все мордобои мы пережили в начале нулевых.

— При этом 12 тысяч рублей на граффити Черчесова для вас не проблема?
— Кто-то эти деньги в баре спускает, а я — на краски. И получаю удовольствие. Все, что вы видите на наших официальных ресурсах, сделано бесплатно, для города.
Да, у нас есть коммерция, безусловно. Заказов а-ля нарисовать жену немало, но мы участвуем в этом редко. За 2018-й год коммерческих работ у нас четыре. Портрет — только один. Пытаемся приучить заказчика к более-менее интересному подходу. Не просто перерисовать макет рекламного баннера.

— Это основной ваш заработок? Вы, кажется, еще иллюстраторы и дизайнеры.
— Основной — частные заказы плюс какая-то реклама. Недавно закончили проект для киностудии. Да, берем мы достаточно дорого. Такой портрет, как Черчесов, на заднем дворе у коммерсанта встанет ему в 100-150 тысяч.

***

— Самый забавный слух о граффити Черчесова, на который вы натыкались?
— Что оно сделано по контракту со Смольным. Я в ответ шучу, что заплатил Путин, ха-ха. Сколько раз это повторяю, никто не слушает: ни разу никто из Смольного не приходил ко мне с просьбой кого-то нарисовать. Честно, нам было бы даже приятнее в открытую воевать с городом, чем наталкиваться на безразличие. А то про нас вспоминают, только когда начинается чья-то предвыборная кампания. Скажем, поступало несколько просьб от ЛДПР нарисовать Жириновского. Разумеется, мы отказались. Хотели бы хайпа — нарисовали бы Бузову.

— Черчесов — тоже хайп.
— Я искреннее выражаю Черчесову благодарность. И считаю, что если мое поле деятельности — стрит-арт, я не могу пройти мимо.

— Вы же понимаете, почему все говорят так про Смольный? Рисуете средь бела дня, о вас все говорят — но не вяжут и не заставляют стирать.
— Я привык к этому, еще когда мы делали Цоя. Якобы он тоже проплачен. Многие, когда «бомбят», стремаются, что их запалят и поймают. Но я чувствую себя свободно — потому что делаю полезное дело.

— Что вас восхищает в Черчесове?
— Черчесова я узнал только на чемпионате мира, но ознакомился с материалом. Прочитал где-то статей 15, посмотрел все матчи сборной. Матчи — ну, это просто потрясающе, бешено круто. А сам Черчесов… Итальянцев, испанцев и бразильцев тянет поваляться на поле, покривляться. Черчесов вывел Россию в четвертьфинал с нулем эмоций на лице. Он понимает: это еще не предел. И точно так же он отдает себе отчет: его все начали хвалить, рисовать — но можно заблудиться в этом восторге, потерять крышу.

— Догадываетесь, что сделают с этим граффити, когда сборная облажается?
— Может, уже завтра здесь ничего не будет. Знаете, с чемпионата мира мы уже выбыли. А впереди — товарищеские матчи. Мы рисуем здесь и сейчас. Не думаю, что на моем веку повторится что-то похожее на ЧМ. Что бы дальше ни было, Черчесов сделал результат. Это важно для истории.

***

— Сколько у вас легальных работ?
— Одна: Илья Репин на стене здания абсорбции в Хайфе. Тот проект открыл для меня новый термин — дипломатический стрит-арт. Поехали со всей делегацией официально представлять город к 10-летию его дружбы с Хайфой. За четыре дня мы успели сделать два портрета — кроме легального Репина еще и Луи Армстронга от себя. За Репина нам ничего не заплатили, если не считать перелета и проживания. А на суточные — 50 долларов на человека — мы просто питались.

— Много вашего стрит-арта закрашивают?
— Почти весь. Бывает, что через недельку, а иногда и закончить не позволяют. Когда приезжает патруль, мы никуда не убегаем. Начинается открытый диалог, и кончается он на фразе: «Ну, забирайте нас». И забирают. Дают штраф — от трех до пяти тысяч. Последний раз мы были на грани — все-таки уже не первый раз. И штраф доходил до полтинника. Недавно тоже хотели оштрафовать, но сошлись на том, что оставили все свои данные и пообещали приехать и все убрать, если работа кому-то не понравится.

— Граффити Черчесова — это разве не статья за вандализм?
— Совершенно верно. Так ведь и приезжала к нам полиция. Взяли документы, отчитались дежурным. Оказывается, кто-то из ГУВД заинтересовался судьбой закрашенного граффити. Отправили «бобик» проверить. Мужики сфоткали, отчитались, сделали селфи — и уехали.

Я считаю то, что мы делаем, народным творчеством. Не памятник же ставим. Никто не ставит Черчесова в один ряд с Бодровым или Эйнштейном, которого мы тоже делали. Закатайте хоть завтра, мне все равно. Допускаю, что так и произойдет.

***

— Расскажите об одном из случаев, когда вас забирали в полицию за граффити.
— Мы рисовали Дмитрия Нагиева в образе Зинаиды Тракторенко из «Осторожно, модерн». Приехал чудик из администрации с патрульной машиной. Говорю Илюхе: «Делаем вид, что рисую я, а ты типа ни при делах». «Кто рисует?» — спрашивают. «Я». — «Поехали». В отделении я все долго мутузил: паспорт забыл, регистрации нет. Три часа меня держали, я схлопотал пять тысяч штрафа — зато Илья вовремя закончил.

В итоге мы сами закрасили граффити на следующий день. Прапорщика Задова, которого мы задумывали изначально, замазали коммунальщики. Намечались выборы, они зачищали районы и вешали вместо граффити свои агитки. «… [ничего себе] вы красавцы, — думаем. — Боретесь с наружной рекламой — а сами же рекламу и вешаете».

Тогда и решили сделать другой образ Нагиева. И рядом — лозунг: «Лист свой в урну, товарищ, суй, за Зину Тракоренко голосуй». И все это на фоне российского флага — типа, агитка. И вот раз город борется с агитками — мы свою и закрасили, как и предписано.

— Вы начинали с портретов важных людей — а потом скатились к Задову и героям «Нашей Russia». Не обидно?
— Конечно, обидно. Понимаете, я ожидал скачка стрит-арта в Петербурге. Мы могли — да, нелегально, но и бесплатно — создавать для Петербурга исторические перфомансы. Но город вообще никак не вывел работы Цоя и Бодрова на новый уровень. А ведь туристические маршруты по питерским граффити составляются повсеместно. По 500 рублей продавали адреса, где находятся наши работы.

Я быстро понял, что властям похер. Мне было нужно доверие — для фестиваля, для площадок, которые я раздал бы художникам. Этого не произошло.

Одна из последних (и самых спорных) наших портретов знаковых фигур — Горшенев. Мне было принципиально, что он питерский. Попробуй скажи британцу, что Сид Вишез — нарк конченый. Он тебе в рыло плюнет. Горшок тоже ценен не тем, что он героинщик, а тем, что он музыкант. Давайте поднимем, кто что употреблял из наших героев — такое стадо наркоманов соберем, с ума сойдете.

После Горшенева я окончательно убедился, что от города ничего хорошего не получу. Всем пофиг. Тогда мы и пошли: герои «Модерна», Людвиг Аристархович. Он гадил в своем же подъезде — и питерская элита такая же.

Точка — наш слив с VK Fest. Мы планировали граффити Павла Дурова, но вдруг нам велели сделать Роберта Дауни-младшего — как самый популярный мем. Я решил типа согласиться, а на самом деле рисовать Пашку — и уже позвал блогеров, чтобы сняли, если нас начнут выгонять. А в итоге нам даже не дали нормальной стеночки. Той же ночью мы поехали рисовать Дурова на Некрасова. Фестиваль прошел, Лобушкин публикует пост: «Первый фестиваль прошел без изъянов». Ну, тут мы об изъяне и рассказали. Сейчас мы планируем новое граффити с Дуровым. Где — могу сказать не под запись.

— Много работаете за границей?
— Ездили в Индонезию, рисовали там знаковых фигур — Чича и Чонга, героев фильма «Укуренные». Нарисовали Кевина Смита из «Джея и Молчаливого Боба» — тоже грандиозный комик. Там это не то что никто не закрашивает — со мной сразу же связались представители Марлона Уэйанса из «Не грози Южному централу». Чич и Чонг на нас выходили. Меня ждут в Лос-Анджелесе. Им вкатило, что они получили признание от каких-то русских — пока все думают, что в России бухают водку и дерутся с медведями.

— 
А теперь в LA знают, что я из Витебска, хотя без понятия, где находится Белоруссия.

— Как к вам относятся там?
— Еще ужаснее, чем в Питере. Но мне было важно нарисовать в Белоруссии Стива Джобса, Боба Марли, Снуп Дога — чтобы о нас заговорили. Бабушки путали Снупп Дога с Шевчуком, но молодеже нравилось. Когда приезжал патруль (а в Белоруссии он обязан выполнить предначертанное), он не мог нас забрать. За нас заступались: «Нам все нравится, зачем вы их трогаете?»

Это и есть переломный момент. Мы как могли его поддерживали — и в Белоруссии, и здесь. Итог: никаких больше арт-объектов в Питере, кроме наших, я не наблюдаю. Максимум — «бомбочки» в гаражах. Мне очень нравится, как готика и барокко (а не сталинский ампир, как в Москве) сочетается с граффити. Историческое здание, а сбоку, во дворике — «цветнуха». Но никто до серьезного стрит-арта не доходит. Рисуем только мы.

«Я не стал дороже после этих граффити». Он нарисовал в Казани Роналду и Месси, а теперь — Неймара

Неймар смотрит на себя из окна, нога Акинфеева, Ждун и Забивака. Граффити ЧМ, которые нужно увидеть

«Один меня поцеловал!» Бешеные хорваты снесли фотографа после гола Манджукича

«Назовут мордовкой — обязательно отлуплю». Самая трогательная история ЧМ

22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.

Станислав Черчесов
РПЛ
ФК Зенит СПб
ФК Спартак Москва
Артем Дзюба
ЧМ по футболу
Сборная России по футболу
...
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0