«Сильнее победы на ЧМ он радовался лишь отцовству». Дети легендарного болельщика приехали в Россию
Среди толп иностранных болельщиков, которые уже несколько дней делают улицы Москвы ярче и праздничнее, сыновья самого легендарного поклонника сборной Бразилии — Кловиса Акосты Фернандеса по прозвищу Гаучо да Копа. Он ездил на все чемпионаты мира, начиная с 1990 года, а всемирно известным его сделал эпизод после разгрома бразильцев в полуфинале ЧМ-2014.
Это тот усатый дедушка, который, переживая 1:7 от Германии, обнимал копию кубка и плакал. Журналисты прозвали Кловиса «самым грустным человеком в Бразилии», но на самом деле он был улыбчивым и открытым. И до последнего поддерживал Бразилию на крупных турнирах — с сыновьями и друзьями.
В 2015 году, после девяти лет борьбы против рака Кловиса не стало. Но его сыновья Франк и Густаво продолжили традицию отца и привезли в Россию 7-килограммовую копию главного трофея на планете, а также одну из его шляп с футбольными значками. Ту, что была не самой тяжелой. Здесь Южная Африка, «Манчестер Юнайтед» и наш Забивака.
— Это первый чемпионат мира без отца, — говорит Франк, последние 20 лет помогавший папе с переводом на английский. — Известно, что больше всех за сборную Бразилии играл Кафу, у него 142 матча. Так вот, отец считал себя двенадцатым игроком, у него больше матчей за Бразилию, чем у Кафу. Он посетил 66 стран. А во время ЧМ-1994 года папа сказал, что единственное чувство, которое сильнее чемпионства — ощущать себя отцом четырех детей.
Мы встретились с бразильцами на Манежной площади, куда они пришли в компании Николая Горбачева — российского болельщика, с которыми познакомились после того матча с Германией. На ЧМ-2014 Николай болел за Голландию, на после поездки в Бразилию влюбился в эту страну и на этом чемпионате мира поддерживает ее.
— Познакомились мы так: вечером ужинали в Рио. Смотрю — идут они, их знаменитый отец. Подхожу и говорю: «Следующий чемпионат мира в России, как-то символично. Я хочу сделать вам подарок — матрешку. С собой у менее ее нет, давайте завтра пересечемся». Договорились с Франком, обменялись номерами. И вот я подарил им матрешку, а они мне — свою знаменитую майку Gaúchos na Copa. С этого началась наша дружба, — рассказывает Коля.
— Я первый раз в России. Но то, что мы видели о вашей стране, находясь в Бразилии, было потрясающе. Мы с братом очень рады, что смогли добраться на Кубок мира, — радуется Франк. Несмотря на то, что он никогда не был в Москве, бразилец знает выражения «Как дела?» и «Пожалуйста». И выстреливает неожиданным «ки-джи-би» — так он называет здание на Лубянке, где квартирует Федеральная служба безопасности.
Николай рассказывает, что этим познания бразильцев не ограничиваются:
— Когда мы только начали общаться, Франк сразу спросил про водку. Хотел узнать, какая лучше. Думал-думал. Ответил: «Белуга». Это у нас как пароль: даже когда в WhatsApp переписываемся, всплывает это название. Сейчас у меня с собой как раз бутылка водки. Мы собирались посидеть, поужинать и чуть-чуть выпить.
Кроме водки, братья успели полюбить блины. Особенно сильно этой русской традицией восхищается Густаво:
— Такое сладкое блюдо… Я ел его вчера и сегодня утром. В Бразилии это называют pincake. Бли-ни, блины, точно! Это сложно сказать, но блины — просто удивительные! Я слопал огромную тарелку!
Мы гуляем по центру Москвы, время от времени останавливаясь, чтобы сделать фото. Как только братья достают из чехла кубок, вокруг образуется очередь из желающих прикоснуться к трофею. Франк и Густаво не отказывают, но отец завещал, чтобы на фотографиях реплику обязательно держал кто-то из братьев. Парни уверены, что их копию целовали чаще, чем настоящий кубок.
— Не боитесь? Вдруг кто-то подумает, что она из чистого золота.
¬ Нет же, она побывала в ЮАР, все нормально! — смеется Франк.
Легендарную копию Гаучо подарили в 2002 году — тогда бразильцы стали пятикратным чемпионами мира. На том турнире с Кловисом приключилась не самая приятная история: когда бразилец решил арендовать машину, выяснилось, что сделать это невозможно. Автомобиль пришлось покупать. А за 4 года до этого, на ЧМ-98 во Франции, вся группа питалась багетами с паштетом, пока не выяснила, что «паштет» на самом деле был собачьей едой.
С кубком связана более красивая история — после проигрыша Германии к трофею прикоснулась немецкая девочка. И Кловис сказал ей: «Как видишь, удержать это непросто, но вы заслужили». Момент попал на фото, и из этого родилась легенда, что Гаучо отдал ей кубок насовсем.
— Да, об этом много говорили в соцсетях. Нас даже приглашали в эфир немецкого телевидения, где папа сидел бок о бок с девочкой, Марио Гетце, Данте и Жеромом Боатенгом. А еще в студии находились оба кубка! — вспоминает Франк.
Увы, это был один из последних турниров знаменитого болельщика.
— Когда папа боролся с раком, эта ситуация позволила нам понять истинный смысл любви, мы сражались всей семьей. Во время последнего турнира для папы, Кубка Америки-2015, он сказал: «Давай расскажем прессе о том, что происходит?» И, конечно, я рассказал. После первого же интервью, когда мы гуляли по улицам Сантьяго, люди подходили к отцу, жали руку и говорили слова поддержки. Это одна из самых трогательных ситуаций, в которых мы оказывались, — считает Франк.
Для того, чтобы отправиться на первый чемпионат мира, Кловис 30 лет назад продал пиццерию. Со временем у группы, известной как Gaúchos na Copa, появились спонсоры.
— Кубки разделяют 4 года, поэтому отец говорил: «Чемпионат мира — это когда ты становишься старше, не чувствуя этого», — вспоминает Франк. — С перелетами и билетами нам в последнее время помогали, в каких-то случаях вложения примерно 50 на 50.
Братья добирались в Москву почти двое суток — с пересадками в Рио и Дубае. На турнире они планируют повсюду следовать за сборной Бразилии. И у них даже есть предложение для тех, кто готов помочь с размещением.
— Знаете, если кто-то сможет принять нас и кубок в своем доме, мы готовы ответить на гостеприимство и приглашаем этих людей провести незабываемое время в нашем пляжном доме в Бразилии. Поверьте, это настоящий рай. Для наших гостей это будет абсолютно бесплатно! Как вам такое?
17 июня сборной Бразилии сыграет в Ростове со Швейцарией, 22-го — в Санкт-Петербурге с Коста-Рикой, а 27-го приедет в Москву на матч с Сербией. А дальше, надеются сыновья самого известного болельщика в мире, их ждет дорога к финалу.
И эта будет дорога невозможна без Гаучо. Когда мы делаем главный снимок на Красной площади, Франк растягивает куртку — и оказывается, что на футболке у него портрет отца.
Он по-прежнему с ними и со сборной Бразилии.