«В ЦСКА он пришел как булочка, с большой попой». Самый неожиданный новичок сборной
Первым вратарем, которому бил Чалов, стал его старший брат. Федору тогда было четыре, Даниилу — восемь, матч происходил в коридоре дворца культуры. Даниил брал Федора и на футбольную коробку, взял с собой и в школу «Юный динамовец» — «для комплекта». Младший Чалов приглянулся тренеру Игорю Гусеву. Тогда же в 2004-м Федор впервые попал на матч — «Динамо» с тренером Виктором Бондаренко и консультантом Олегом Романцевым одолело «Амкар».
Вместе с Даниилом Федор попал и в музыкальную школу — отвел отец. Сначала на отделение фортепиано, потом Чалов обучался игре на флейте. Хорошо, что все было рядом. «Я жил на Соколе, в типично армейском районе, и добирался до «Речного вокзала», — рассказывал Чалов еженедельнику «Футбол». — В 14:30 у меня были репетиции, а уже к пяти должен был ехать на тренировку».
Гусев устроил семилетнему Чалову просмотр в ЦСКА, где Федор попал в команду к Павлу Ковалю. В семидесятые Коваль сам играл в нападении ЦСКА, но чаще — в смоленской «Искре», откуда съездил в ГДР. «Чалов провел у меня года три, потом я ушел из ЦСКА, — рассказывает Коваль в интервью Sport24. — Уже в семь-восемь лет он выделялся. Все впитывал как губка. Показывал индивидуальные качества: мог обыграть один в один, не боялся отдать пас. Проблем с мячом не было — он и сам работал над техникой».
Чалов в детстве фанател от Дрогба и влюбился в «Челси» — там он мечтает однажды поиграть сам. «Как сначала Федя пришел нападающим, так и не менял позицию, — говорит Коваль. — Как бы мы ни играли: пять на пять, шесть на шесть, семь на семь. Выполнял все, что требуется, всегда меня выслушивал. Любил футбол и никогда не пропускал тренировки. По характеру — скромный, стеснительный мальчик. Воспитание хорошее чувствовалось».
Чалов признавался, что в детстве был упитанным мальчиком, любил шоколадки, чипсы и газировку. С Даниилом они часто рубились в FIFA на то, кто пойдет в магазин за колой. Федор говорил, что Коваль просил его обратить внимание на питание, но тренер все отрицает: «Ругаться за это на ребенка нельзя. Ни про какую диету родителям Чалова не говорил, вес сам ушел. Бывает же, что упитанный ребенок раз — и вытягивается. При мне Федя похудеть и успел. Но когда пришел из «Динамовца», и животик был, и попа побольше. Как булочка пришел в ЦСКА.
Зато по физике Чалов был в порядке. Ростом не выделялся, по телосложению — крепыш. Не видел, чтобы Федя падал. Мог мяч получить, а от него соперники отскакивали. Уронить Чалова было трудно. Недавно встречался с мамой Феди, когда ЦСКА играл с «Арсеналом» в Лиге Европы. Вспомнили, как его в школе травмы какие-то мучили — но ничего, все равно играл».
В девять лет Чалов побывал на закладке камня нового стадиона ЦСКА, в десять — на вручении премии «Первая пятерка» Алану Дзагоеву, в тринадцать выводил на матч Лиги чемпионов с «Интером» Жо, а на матч ЦСКА с «Рубином» — Бухарова. И Жо, и Бухаров в тех матчах забивали.
Забивать Чалов быстро принялся и сам. Сколько голов он настрелял в школе ЦСКА, Федор не знает и сам — точно около сотни. «Все получалось, не было такого периода, чтобы все валилось из рук», — говорил Федор в интервью клубной пресс-службе. Но самым счастливым годом Чалов все равно называет 2015-й, когда он выпустился из школы ЦСКА.
«На каждый матч я выходил, словно он последний. Хотелось чем-то отличиться, сполна отблагодарить всех тренеров и клуб за доверие». Получилось, например, в дерби со «Спартаком» — сверстникам 1998 года рождения Чалов настрелял сразу пять голов. Федор забил красно-белым еще и в молодежном первенстве, а в премьер-лиге в этом сезоне отдал голевую передачу Витиньо.
Пента-трик в дерби со «Спартаком» 2015-го придал Чалову уверенности на юношеском чемпионате мира. Там его три гола вывели сборную России в плей-офф. «Я бы не стал придавать огромное значение тем мячам, что забил в Чили, — заметил Федор. — Три мяча — это разве успех? Бросьте. Кто бы что ни говорил, я знаю реальную картину». Из той сборной никто не выстроил карьеру успешнее Чалова — Обляков и Лысов подтянулись только потом. Георгий Махатадзе вылетел со «СКА-Хабаровском», Дмитрия Плетнева Манчини впервые выпустил на поле на прошлых выходных в игре с «Локомотивом», а за границу отправился только Борис Цыганков — в минское «Торпедо».
В запасе сборной Михаила Галактионова обретался и Константин Кучаев, с которым Чалов сразу сблизилися в интернате ЦСКА. «Сразу после подписания контракта с ЦСКА меня пригласили в юношескую сборную. Причем времени было в обрез, а сориентировать меня, что и как делается, никто не мог. В итоге администратор скинул мне номер Феди — он всё объяснит. С тех пор мы и дружим», — вспоминал Кучаев. В основе ЦСКА Чалову особенно помог освоиться Головин: «Его бы в этом плане отметил даже больше, чем ветеранов команды».
«Я сразу увидел в Чалове задатки забивного форварда, — вспоминает в интервью Sport24 экс-тренер молодежки ЦСКА Александр Гришин. — Он не мог не оказаться в дубле. Мы всех игроков для дубля брали из школы ЦСКА, практически никого не покупали. Поэтому иногда играли даже те, кто не был этого достоин. А Федор был достоин всегда. Все десять лет, которые он играл за школу, становился лучшим бомбардиром. По характеру Чалов парень нормальный. Из рабочей семьи, хорошо знаю его родителей».
По прилете из Чили Чалову пришла эсэмэска от администратора ЦСКА: «Завтра у тебя тренировка за основу». «Потренировался неделю, и за день до возвращения игроков из сборных меня подозвал Леонид Слуцкий и сказал, что до конца года я тренируюсь с основой. Я сказал: «Спасибо». А он в ответ: «Спасибо тебе, что голы забиваешь». Впервые Слуцкий выпустил его в кубковом матче в Красноярске.
Окончательно убедили в силе Чалова (уж хотя бы на фоне Траоре) его пять голов в двух матчах с «Монако» в Юношеской лиге УЕФА — включая покер в Монте-Карло. Следом Федор выскочил на поле в РФПЛ, в снежном матче с «Амкаром», до конца года обосновался в стартовом составе, а в декабре забил первый гол — «Уралу», вопреки холодной погоде.
Гончаренко доверился Чалову по-полной, к апрелю Федор притерся и до конца сезона забил шесть мячей и стал лучшим бомбардиром команды. Практически не отдохнув, Чалов провалил начало сезона, забив только Гибралтару за молодежную сборную. Только когда сник Жамалетдинов и в конец разочаровал Оланаре, Гончаренко реабилитировал Чалова, причем на «Олд Траффорд» выпустил с первых минут. Федор даже невольно помог Витиньо открыть счет, не попав по мячу сам, но позволив пробить бразильцу. ЦСКА проиграл, но Чалов уехал домой с трофеем — из раздевалки «МЮ» вынесли футболку Эрреры.
В декабре Чалов получил премию «Первая пятерка» из рук Игоря Бутмана и сыграл на рояле в четыре руки с отцом. Наконец-то Федор держался уверенно и не робел: после отличного матча ЛЧ с «Байером» он прятался от вопросов за пресс-волом, на вручении премии «Надежда сезона» год назад ходил с дрожащими руками, а теперь наконец не пугался камер и выглядел уверенно и по-взрослому. Я спрашивал у Чалова, почему пропали голы и доверие Гончаренко — он отвечал не то что рассудительно, а совершенно спокойно: «И так понятно: вышел Вернблум и сразу забил, игра пошла. Зачем что-то менять? Он очень грамотно открывается, занимает позицию. У Понтуса можно многому поучиться. Но, думаю, это все равно временно».
Забивать Вернблум и правда стал реже, а играть в итоге перестал совсем: уже месяц швед на лечении и в ЦСКА останется едва ли. Свое будущее Чалов предсказал еще точнее, словно зная наперед: «Не хватает везения. После зимнего перерыва с новыми силами возьмусь за работу. Все пойдет еще лучше, чем было!» Чалов объяснял спад результативности психологией — «Действительно много думаю о том, как бы забить, поэтому и не получается» — и уверял, что для ее повышения нужен отпуск.
Помогло: у Федора 7+4 с начала апреля, в том числе один гол лондонскому «Арсеналу» и три тульскому. Чалов — лучший бомбардир весенней части премьер-лиги. «Может быть, весна Чалову удобнее, — предположил Гончаренко. — Но скорее дело в том, что молодым свойственна нестабильность. Когда игрок находится на пике, тогда его надо по-максимум использовать».
Летом Федор на взрослом уровне еще не забивал — пора исправляться на чемпионате мира.
Дзюба, Чалов и Ташаев — в расширенном списке сборной России на ЧМ-2018. Глушаков — в «запасе»
«Кто сказал, что у нас с Дзюбой был конфликт?». Черчесов — о расширенном составе России на ЧМ-2018
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.