Победа Щербаковой — opus magnum парадигмы, где чистые прокаты важнее развития. Трусовой в ней места не находится
Пятиквадка Трусовой в Пекине окончательно превратилась в настолько мифологическую сущность, что после ее (почти) успешного исполнения велик соблазн скатиться в рассуждения о фигурке, которая живет в каком-то кривом восприятии действительности, где два больше пяти. Я сразу после проката на эмоциях даже поверил в эту мысль, но готов признать, что она чересчур примитивно отражает реальность.
Аня Щербакова заслужила эту золотую медаль хотя бы потому, что:
— Несмотря на все проблемы по ходу сезона, подошла к Играм не просто в лучшей форме за год, а, возможно, и за пару лет;
— Единственная из русских фигуристок сделала свой абсолютный максимум, выкатав обе программы чисто;
— Просто-напросто катается лучше Трусовой, которая к тому же практически забила на целостность программы, сведя что короткую, что произвольную до механического исполнения элементов ультра-си.
Все это так.
И все же первичная сущность спорта основана на преодолении себя, выходе за рамки собственного максимума. Трусова — как раз-таки живой пример этой парадигмы. Символ эпохи, когда доселе невообразимые для одиночниц четверные прыжки стали нормой. Писал об этом — не буду повторяться.
Щербакова же — пример максимально рационального подхода к существующим правилам. Правилам, по которым чистота проката ценится намного сильнее попыток выхода за границы возможного, неизбежно сопряженных с риском. В этом тренде мировая фигурка последовательно движется уже несколько лет. Сначала — когда снизили стоимость четверных, потом — когда шкалу надбавок привели к диапазону от -5 до +5. Любой риск стал неоправданным, любой развитие — атавизмом.
Щербакова — идеальное воплощение этой системы, что вообще ни разу не делает ее победу менее значимой. Тем более что саму Трусову легко можно поймать на лукавстве и двоемыслии, когда Саша сначала говорит о том, что чистая пятиквадка ей важнее медалей, а затем буквально убивается перед церемонией награждения из-за проигрыша золота, отталкивая Тутберидзе и в слезах произнося на душераздирающих кадрах прямой трансляции «Я ненавижу этот спорт». Проигрыша, который выразился в четырех баллах — цена чистой короткой с двойным акселем, но каскадом лутц-риттбергер, который Трусова спокойно исполняет.
Саша выбрала триксель — и проиграла. Вопросов по законности победы нет.
Но есть стилистическое неприятие. Щербакова — сделала максимум возможного. Трусова — попыталась выйти за его рамки. И обе в своем подходе в произвольной Пекина практически пришли к совершенству. Но в нынешней системе лишь первый подход имеет право на жизнь.
Оценки Щербаковой вполне закономерны на фоне баллов в Таллине — тогда Аня с одним четверным набрала 168 баллов. В одном из текстов во время Олимпиады я переводил этот результат на мужской коэффициент, получалось 186,94. «Именно столько получила одиночник Щербакова с одним квадом и двумя двойными акселями вместо стандартных тройных. Шестой бест среди мужчин, между прочим».
В этом и есть главная проблема нынешней парадигмы — инфляция баллов при чистых прокатах иногда достигает уровня зимбабвийского доллара, и бороться с ней можно только встроившись в эту систему.
Трусова отказывается. В идеальном мире это был бы крутейший сюжет — столкновение двух разных подходов, двух во многом антагонистических философий. Но в фигурке 2к22 философия Трусовой — заранее проигрышная.
Поэтому когда Трусова говорит: «Я три года не выигрывала крупные соревнования. Думала, что если прыгну все, выиграю, но этого не случилось» — это не просто обида, а признание проигрыша всего того, во что она верила.
Сказать, что ее идеалы лучше — нельзя. Вопрос, что первостепеннее — чистота или сложность — во многом философский. Но обидно, когда главным итогом нынешнего цикла становится то, что шанса на доказательство своей правоты Саше просто не дали.
«Триксель-пиксель» — телеграм-канал Александра Петрова, где будет максимум олимпийской фигурки