Зачем футбольным клубам киберспортсмены?
В апреле все русскоязычные социальные сети сотрясла новость: «Спартак» открывает киберспортивное подразделение. Причем речь идет не об игроках в FIFA, которыми обзавелись все клубы РФПЛ для участия в турнирах под эгидой Премьер-лиги, а самом что ни на есть серьезном киберспорте — Counter-Strike: Global Offensive. Когда улеглась пыль от разорвавшегося новостного снаряда, выяснилась одна подробность: речь шла не о футбольном «Спартаке», а об одноименном Международном физкультурно-спортивном обществе.
Как бы то ни было, результат такого PR-хода получился отличным. Во-первых, событие само по себе привлекло огромное внимание в сферах как спорта, так и киберспорта. Во-вторых, команда во главе с переживающим N-ную молодость снайпером Анатолием «liTTle» Яшиным, которому в этом году стукнет 29, показывает относительно неплохие результаты в рамках второго эшелона СНГ-сцены. В-третьих, расчет на имя оправдался мгновенным приобретением фан-базы и поднятием интереса к матчам команды. Если играет «Спартак», в чате Twitch.tv можно встретить и людей, болеющих за красно-белые цвета, и тех, кто не устает повторять разные нехорошие вещи. Как говорил MC Вспышкин: «Эффект достигнут».
Первые среди первых
Впрочем, очевидно, что не российские спортивные клубы были первопроходцами на киберспортивной ниве. Незнакомый с реалиями киберспорта человек мог бы предположить, что ими были Корея, Китай, США или страны Скандинавии, но это не так. Большую роль в появлении первых спортивных клубов в киберспорте сыграла компания Riot Games и их детище League of Legends, являющаяся сейчас самой популярной соревновательной игрой в мире. Riot известна своей агрессивной маркетинговой политикой при выходе на новый рынок, и в своё время компания успешно завоевала сердца турецких геймеров.
В Турции до сих пор существует уже сошедшая на нет в России культура компьютерных клубов, которая и стала подспорьем для развития сначала самой игры в стране, а затем и местной киберспортивной сцены. Спортивные клубы обратили внимание на огромное местное игровое сообщество и невероятно популярные трансляции турецкой лиги, прикинули смешные по сравнению с затратами на футбол расходы и взялись за дело. Забойщиком здесь стал клуб «Бешикташ». Символично, что название района Стамбула, который и дал имя клубу, переводится с турецкого как «колыбельный камень». Кому как не команде с таким именем стать первопроходцем в новой сфере.
«Бешикташ» не мелочился, сразу подписав очень сильную команду, и сходу стал чемпионом своей лиги. Более того, затем «черные орлы» выиграли турнир среди чемпионов развивающихся регионов и представляли свой клуб на высшем уровне League of Legends. В дальнейшем, правда, «Бешикташ» немного сдали, а в летнем сплите 2016 года и вовсе вылетели из Высшей турецкой лиги. Однако по проторенной дорожке пошли другие спортивные команды: «Галатасарай» и «Фенербахче». Пусть первые достаточно быстро повторили судьбу «черных орлов», но вторые закрепились в статусе одного из лидеров региона и уже на этой неделе сыграют в московской студии Riot Games против лучших команд из СНГ.
Претенденты
Европейские футбольные клубы столкнулись с еще большими трудностями по пути на большую сцену League of Legends. Из команд Старого света первым на киберспортивный эксперимент решился «Шальке 04». Клуб из Гильзенкирхена выкупил слот в LCS Europe у команды Elements, но сразу же потерпел серьезную неудачу: «Шальке» в своем дебютном сезоне выглядел очень бледно и вылетел из высшей европейской лиги. Любители LoL боялись, что клуб потеряет интерес к рискованному проекту, и это послужит серьезной антирекламой всему киберспорту, но руководство «горянков» не утратило энтузиазма, а заявило, что будет бороться за возвращение в элиту, чем занимается и по сей день.
К «Шальке» в этой борьбе присоединился «Пари-Сен-Жермен». Несмотря на огромные
финансовые возможности, парижская команда не пошла по пути немцев и покупать слот в LCS не стала, но сразу взяла серьезный состав в расчете на победу в Челленджер-Серии — втором уровне европейской League of Legends. Весной этого года и «Шальке», и ПСЖ остановились в полуфинале плей-офф лиги, а в летнем сплите пока идут во второй половине турнирной таблицы, но все еще могут рассчитывать на улучшение ситуации.
Другая лига
А вот футбольный клуб «Копенгаген» вдохновлялся не успехами турецких клубов в League of Legends, а победами скандинавов на соревновательной сцене CS:GO и высокими рейтингами дисциплины на североевропейском и американском телевидении. Один из самых успешных футбольных клубов Дании взял под свое крыло второй по силе состав из этой страны. Интересно, что маркетологи «Копенгагена» приняли решение не давать команде свое имя, а также специально для киберспортивного подразделения, названного North, немного изменили эмблему клуба.
Зато «северяне» получили в свое распоряжении уникальную тренировочную комнату на домашнем стадионе «Копенгагена», где они и проводят то немногое время, которое остается у них между многочисленными поездками на турниры. Что касается спортивных результатов, то они явно должны устраивать руководство клуба. Пусть North и не побеждают на крупнейших турнирах, но часто завоевывают призовые места, а на прошлом чемпионате мира заняли место в первой восьмерке, которое им вскоре предстоит защищать на аналогичном турнире в Кракове.
Дурной пример
А вот как футбольному клубу не стоит приходить в киберспорт наглядно показали, увы, именно в России. Для многих стало шоком, что первой командой, взявшей под свое крыло состав по популярной дисциплине Dota 2 стал именно клуб «Анжи». Случилось это, благодаря фанату киберспорта и спортивному агенту Мураду Алиеву, который продвигал свою идею создания киберспортивного подразделения, и руководство махачкалинского клуба решилось на эксперимент. Результаты команды, как и ожидалось, показала достаточно средние, но все могло быть и хуже. А с большой долей вероятности могло быть и лучше, если бы не неразбериха в организации.
По словам Мурада, за все время существования проекта была выплачена только одна зарплата одному игроку, команда осталась без тренировочных сборов накануне квалификации на чемпионат мира, а в какой-то момент руководство «Анжи» вовсе перестало выходить с ним на связь. На этой ноте проект и закрылся после всего четырех месяцев существования.
Ожидаемо, что в «Анжи» ситуацию никак не комментируют, но этот пример должен послужить другим спортивным клубам из России уроком, что при попытке занять свою нишу в киберспорте нужно подходить к вопросу более вдумчиво. В любом случае, удачные (пусть и не в плане спортивных результатов, но в плане внимания множества любителей киберспорта) заграничные примеры должны рано или поздно вдохновить более серьезные российские клубы на вхождение в бурно развивающее киберспортивное движение.