«Шашилова надо гнать поганой метлой из сборной». Интервью с актером Комаровым о проблемах российского биатлона
После провала женской сборной в спринте на втором этапе Кубка мира в Эстерсунде на одного критика в нашем биатлоне стало больше. К постоянным экспертам, ветеранам присоединился актер театра и кино Олег Комаров, который очень сильно переживает за состояние стреляющих лыжников в преддверии Олимпийских игр.
Корреспондент Sport24 Виктория Дмитриева созвонилась с Комаровым, чтобы узнать, что не так с командой, какие перспективы у наших биатлонистов на Играх в Пекине и как решить все проблемы.
— Как давно вы следите за биатлоном?
— С детства. Меня все время заставляли заниматься двоеборьем, но я круто прыгал только с трамплина. На лыжах к финишу приходил 48-м (смеется). Мы постоянно сталкивались на каких-то соревнованиях с биатлонистами, с некоторыми я был знаком, поэтому и продолжаю следить за этим видом спорта.
— Есть гонка, которая запомнилась больше остальных?
— Мужская эстафета на Олимпийских играх в Гренобле, где в составе был Тихонов. А у женщин я больше всех любил Анфису Резцову, поэтому мне все ее гонки нравились. Она была великой спортсменкой.
— Когда последний раз у нас была действительно топовая команда?
— Где-то лет 10 назад, когда у нас бегала еще Ольга Зайцева.
— Прошел второй этап Кубка мира. Какие у вас впечатления?
— От женской сборной вообще никаких впечатлений, потому что это просто стыд. Единственное светлое пятно — первый этап Кристины Резцовой в эстафете. Дальше была Куклина и то, что она показала — ужас. После нее все пошло насмарку. У Мироновой были промахи. Даже Нигматуллина допустила ошибки. Там шансов не было.
Мужчины в преследовании не порадовали. Все мазали. 11-е место — наше лучшее. Александр Логинов и Эдуард Латыпов начали неплохо, но потом гонка не задалась.
Если мужчины еще бывают высоко, женщины… Я не понимаю их тренера Шашилова, который говорит, что мы будем бороться за 20-30-е места. Это что вообще такое? О чем вы говорите? У нас Анастасия Шевченко рвет всех на Кубке IBU, а мы ее не везем, потому что решили, что ротация будет когда-нибудь потом. Как так? Зачем тогда нужен этот Союз биатлонистов, который не может привезти спортсменку в основную команду, а отправить домой, я не знаю, Куклину. Нет же, нам надо проиграть все в Австрии и не заработать очков в Кубок нации, которые важны для формирования олимпийской команды. Это стыд. Надо пробовать всех, кто есть, а не надеяться на чудо.
Наш биатлон всегда был классным, а тут такое. Когда в биатлоне был Тихонов, сборная брала медали. Я с ним однажды случайно встретился в кафе, и мы с ним долго разговаривали о биатлоне. Он говорил: «Пусть меня во всем обвиняли, говорили о своем недовольстве, но при мне мы все выигрывали». После его ухода все пошло насмарку.
— Вы сказали, что пока был Тихонов, все было в порядке. Союзу биатлонистов России пора падать на колени и просить его вернуться?
— Думаю, он уже не вернется. Если бы я что-то решал, взял бы его консультантом. У него советская школа, он знает, как организовывать процесс. Тренеры и биатлонисты не любили его за то, что он требовал так, как требовали в СССР. Если с наших спортсменов так не требовать, они ничего не будут делать.
Как можно начать побеждать, когда у нас в женской команде мягкотелый тренер, который не может ответить ни на один вопрос? Дима Губерниев задавал ему конкретные вопросы, а он только берет вину на себя и не может объяснить, почему у девочек возникают проблемы. Прошло два этапа, а где результат? Чем вы занимались летом? Кого тренировали? Я считаю, что Шашилова надо гнать поганой метлой из сборной.
— Михаил Шашилов уже не раз признавался, что готов уйти хоть сейчас. Считаете, что хуже не будет, если он сам уйдет или его снимут с должности за два месяца до Олимпиады?
— Я бы снял его после этапа в Австрии. До Олимпиады остается два месяца, и можно еще что-то успеть сделать, если сейчас назначить нового тренера.
— Сборная по биатлону как сборная России по футболу прямо сейчас?
— Вы знаете, сборная России проиграла Хорватии и находится в сложном положении, но она хотя бы выходит на чемпионат мира, если выиграет в стыках. Это гораздо лучше того, что творится с нашим биатлоном.
Я бы сравнил нашу биатлонную сборную с Губерниевым. Дима — прекрасный комментатор, журналист, великий профессионал, но он сейчас устраивает театральные представления, клоуничает. Это смотрится глупо и неорганично. Вот и сборная России такая же. До гонки мы всех готовы порвать, а после нее оправдываемся тонкими перчатками, ветром, который не давал стрелять. Другие почему-то попадают. Почему вы не можете?
Нужно профессионально заниматься своим делом. Можете себе представить, чтобы я во время спектакля сказал: «Ой, у меня живот болит. Я сегодня вам сыграю вполножки». У всех своя работа, но делать ее некачественно просто нельзя.
— В своем видео после женского спринта на втором этапе вы жестко высказались о выступлении команды. Как много хейта вам прилетело за это?
— Я читаю комментарии, но пока никакого негатива не было. Какой негатив может быть, когда это правда.
— Не думали, что такие результаты у команды из-за того, что это просто неталантливое поколение биатлонистов?
— Этого не может быть. У нас в стране живет 125 миллионов человек. Посмотрите, что творят лыжники. Почему они могут бежать, а биатлонисты — нет?
У нас много талантливых ребят, но они не могут никуда пробиться, потому что у них нет денег. Сейчас же пришел в футбол, а тебе говорят, что надо купить форму, бутсы. За тренировки тоже надо платить. Для семьи с доходом в 50 тысяч — это слишком дорогое удовольствие. Поэтому талантливые пацаны никуда не попадают. А попадают те, родители которых заплатили бабки.
Думаю, в России много ребят занимается биатлоном, но выйти на серьезный уровень не могут по такой же причине.
— То есть все разговоры о том, что Михаил Шашилов продвигает своих учениц в сборную, правда, по вашему мнению?
— Я полностью согласен с этим!
До армии я занимался прыжками на лыжах с трамплина, стал мастером спорта, но со спортом не сложилось, потому что я пошел учиться. Мы как-то встретились с тренером, который работал в сборной, разговорились, и он мне сказал: «Олег, дают деньги и попадают в сборную, а те, кто должны прыгать, не прыгают». После этого я понял, что блат есть везде.
— Кто все же виноват в том, что у нас такие проблемы — тренеры, федерация или биатлонисты?
— Это федерация, которая делает свою работу неправильно.
— Как вам Виктор Майгуров в роли босса Союза биатлонистов?
— Он был хорошим спортсменом, но побед при нем у наших спортсменов я не вижу.
— Он надеется на две медали на Олимпиаде, одна из которых будет золотой.
— Это странно. У нас много спортсменов, много гонок. Какие две медали? Хотя бы рассказывал нам про четыре. Если Шашилова заменить, мы можем вполне помечтать о таком количестве.
—На Олимпиаде сможет кто-то бороться за медаль?
— Резцова и Логинов, если наберут форму. Но в Логинове я уверен. Он наберет к Олимпиаде. Латыпов тоже может, но нельзя пасовать на рубеже. И я бы попробовал Антона Бабакова на Олимпиаде. Не знаю, сколько нам дадут мест на Играх, но он вполне может удивить. Мне еще очень понравился Даниил Серохвостов. Он замечательно выступил в эстафете. Здорово, что молодой пацан получил первую медаль на Кубке мира. Если и не получится взять медаль, хотя бы наберется опыта, посмотрит, что это такое. Думаю, у этого парня действительно большое будущее.
— С иностранными командами сможем конкурировать?
— Мы абсолютно конкурентоспособны. Даже с норвежцами. Хотя у них 80 процентов бегают с астмой. Я не понимаю, как так. Таблетки, которые они пьют, это чистый допинг. Если вы болеете, идите в паралимпийский спорт. Это нечестно, когда им там много позволяется.
Посмотрите, что творится с братьями Бе в этом сезоне. Они были двумя пулеметами, а теперь вообще никакие. Может, таблетки отобрали, поэтому они перестали бежать (смеется).
— Что все же хотите в этом сезоне увидеть в исполнении сборной России?
— Хочу, чтобы было как можно больше медалей. Хочу, чтобы радовали болельщиков.
Моей маме 81 год. Она полковник милиции в отставке, занималась биатлоном, очень хорошо стреляла, сейчас каждый день по 10 километров ходит с палками для скандинавской ходьбы. Мама, как спортивный человек, смотрит биатлон и очень сильно переживает. У нее и давление, и телевизор она выключает, сокрушаясь, что наши не побеждают. Поэтому хочется, чтобы все болельщики перестали нервничать, а только радовались победам команды.
— Верите, что когда-то мы снова начнем всех побеждать?
— Конечно. У нас ведь такое лыжное наследие. Но для этого нужно постараться. Биатлонисты должны быть как лыжники, которые даже после призовых мест остаются чем-то недовольны.
Надо сделать спорт массовым. Таким, каким он был, когда никто не требовал деньги за инвентарь. У меня никто не требовал денег за экипировку, трамплинные лыжи, а они тогда стоили очень дорого, потому что их производили в Германии, Канаде, США. Нам просто их выдавали, а мы прыгали. У нас все дети должны иметь возможность попасть в спорт.
«Это победа» — телеграм-канал Виктории Дмитриевой. Там еще больше крутого спорта!
Подписывайтесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.