«Как стать олимпийским чемпионом». Топовый лыжник Никита Крюков взял интервью у своего тренера
Юрий Каминский и Никита Крюков — уникальный образец тандема «тренер-ученик»: Никита начал заниматься у Юрия Михайловича в возрасте 7 лет и до последних дней своей карьеры тренировался только у него. Под руководством Каминского Никита выиграл золото ОИ-2010, стал трехкратным чемпионом мира, неоднократно поднимался на подиумы этапов Кубка планеты. А еще специалист вывел на топовый уровень Александра Панжинского (серебро ОИ-2010), Алексея Петухова (бронза ОИ-2010, золото ЧМ-2013) и многих других.
В прошлом году Никита карьеру завершил, но продолжает общаться со своим тренером. Например, вчера Крюков и Каминский провели совместный прямой эфир. Выделим самое интересное.
— Как удавалось регулярно обыгрывать Петтера Нортуга? (вопрос Никите)
— Хороший вопрос. Честно говоря, хотел его обыграть. Когда была Олимпиада в Ванкувере, комментатор Сергей Курдюков говорил, что «никто не может обыграть Нортуга», известный лыжник Аксель Тайхман (двукратный вице-чемпион ОИ-2010) писал, что «нет такого финишера, который бы обогнал Петтера». И для меня эти слова стали стимулом доказать обратное: «Кто говорит, что не получится? Да я назло вам докажу». Но в первую очередь, хотелось самому себе доказать, что смогу.
Поэтому если у вас будет также, то вы не один раз и Нортуга, и Клэбо, и кого угодно будете обгонять.
Дальше Никита зачитывал и задавал вопросы, а Каминский отвечал.
Об Александре Большунове
Я сейчас готовлю материалы по юниорскому спорту, провожу анализ за последние 10-12 лет. Саша Большунов никогда ни одной лишней медали по юниорам не выигрывал. Но благодаря своему упорству и определенным способностям, которые создали в нем первые тренеры… Очень много в него, насколько я знаю, вложил Нехитров — его брянский тренер. Родители, конечно же, приложили руку. Вот все это трансформировалось, и человек теперь фактически непобедимый. Есть проблемы, которые он должен решить. Но, думаю, будет совсем непобедим.
Кто из сборной России может приблизиться к уровню Большунова?
Сейчас целая плеяда из ребят. Мне, например, нравится Артем Мальцев, он уже давно себя проявляет. При определенной работе он может себя проявить как хороший финишер. Я считаю, что командный спринт это ключевая дистанция, которая определяет качества финишера. Якимушкин Ваня неплохой. Конечно, им всем, в том числе и Большунову, для того, чтобы бороться с норвежцами, нужно много работать. Мельниченко, Спецов — рядом много ребят. Нужно сделать последний шаг, как говорится. Бить и бить в стену, пока ее не пробьешь.
О популярности лыжных гонок
Лыжные гонки — очень демократичный вид спорта, поэтому популярность никогда не будет заоблачной. В нашей стране популярность будет расти. Но считаю, что лыжные гонки у нас популяризируют не очень правильно и не очень хорошо. Надо подходить с тех позиций, что лыжные гонки — национальный вид спорта, который в том числе формирует и национальный характер, помогает человеку выработать какой-то стержень внутри себя. Сейчас осталось очень мало институтов, которые так держат — наверное, спорт и армия, которые помогают человеку сформировать характер. И это позволяет считать наш вид спорта основополагающим в системе физического воспитания в стране.
Конечно, хотелось бы, чтобы наш спорт развивался в сторону дальнейшей популяризации. Появились виды, которые очень смотрибельны, прежде всего это спринт, командный спринт, масс-старты — все это вызывает большой интерес со стороны зрителей. Я думаю, если бы лыжный спорт был бы так же раскручен, как и биатлон, и если бы все было рассчитано на просмотр, а не на интересы непонятно каких спонсоров… Вообще, мне кажется, FIS (Международная федерация лыжного спорта) сейчас — организация, которая пытается удержать внутри себя много видов спорта, они между собой конкурируют. Мое личное мнение: они конкурируют неправильно, неконструктивно. Любая конкуренция должна давать выход, любой конфликт, если он дает выход из чего-то, то это в плюс. Считаю, что в этом плане FIS пытается, конечно, как-то реформироваться, но очень консервативно.
О развитии детского спорта в России
Если он не увядает, то как минимум находится в состоянии стагнации. Но я в последние годы не очень слежу за этими вопросами. Раньше, когда был главным тренером сборной, ко мне как-то обращались, но меня сразу очень напрягло, что приезжаешь в какой-то регион, и люди подходят и говорят, что у них в школе закрывают лыжное отделение. Не знаю, сейчас затормозился этот процесс или нет.
Я считаю, что лыжные гонки, в основном, держатся на энтузиазме. Очень мало осталось спортшкол, которые поддерживают лыжи. Возьмем даже Москву: осталась одна-единственная Бабушкинская школа, которая как развивала, так и по-прежнему развивает лыжные гонки. «Спартак» прекратил существование, в каких-то отдельных школах, например в Самбо-70, есть немножко… Но по-настоящему в Москве осталась одна спортшкола с поддержкой лыжного спорта. А было таких школ с десяток. Посмотрите, как сжался масштаб. Да и то, допустим, сейчас уйдут люди, которые тянут Бабушкинскую школу, и в Москве закончится развитие детского спорта.
Государство, к сожалению, уже не может содержать множество спортивных школ — в СССР могло. Но в Скандинавии и Норвегии — в каждом маленьком по нашим меркам городе или поселке есть лыжный клуб. У нас такого нет. На клубную систему мы не перешли, а система спортивных школ потихоньку угасает. Это совсем не хорошо.
Чего не хватает нашим биатлонистам, чтобы приблизиться к результатам лыжников?
В техническом плане наши очень сильно отстают. Могу сказать, что особенно у девушек видно — отстают в силовом компоненте. Допустим, идет норвежка — она в подъем идет на каждый шаг. С француженкой был очень яркий пример — бежала Куклина или Катя Юрлова масс-старт, и вот француженка ее обходит на каждый шаг, а наша уже идет горным стилем. Конечно же, это проигрыш в силовом компоненте.
Так как я тренирую женщин, иногда в инстаграме просматриваю и лыжниц, и биатлонисток, как они готовятся. Доротея Вирер 21 раз подтягивается — кто-нибудь так способен из наших биатлонистов? А Вирер не самая сильная ходом спортсменка.
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.