«Катались с губернатором на лыжах — и принял решение идти в политику». Интервью Антона Шипулина
Антон Шипулин закончил с биатлоном в декабре прошлого года, а теперь собирается баллотироваться в Госдуму, чтобы продолжать приносить пользу спорту, но уже с других позиций. Шипулин разговорился в шоу COMMANDOS на ютубе о допинге, проблемах русского биатлона, Кокорине с Мамевым, увлечении охотой и великой сестре.
«Катались с губернатором на лыжах — и принял решение идти в политику». Интервью Антона Шипулина
О решении стать депутатом
Я советовался с губернатором до того, как принять решение. Мне надо было серьезно с ним на эту тему поговорить, его мнение для меня важно. Мы с ним выехали на лыжах покататься. Он как был моим наставником, так и остается.
Мы с ним два-три раза в год катаемся, у него график напряженный. Когда надо поговорить без лишних ушей, мы едем кататься.
Я давно начал задумываться о том, что спорт рано или поздно заканчивается. Процентов 90 спортсменов не задумываются о дальнейшей деятельности. Тратят деньги на развлечения, машины. Я в этом плане был сдержан.
Я иду в политику не за деньгами и не просиживать штаны. Решил, что если идти, то надо доказывать. Не просто словом, а делом. Депутат должен налаживать отношения с властью, с бизнесом, с народом, чтобы всем было хорошо. Такой «решала».
У меня нет никакого опыта в политике, но я настойчивый. Мне бы хотелось попасть в Комитет по спорту, тем более что уже есть определенные наработки и видение, как я бы там поработал. Надо что-то решать с допингом, потому что тема наболевшая. Наша система «бери больше, кидай дальше, пока летит — отдыхай» устарела, и ее нужно менять.
О допинге
Косвенно поступали такие предложения, но я сразу говорил: «Даже не подходите ко мне с такими вопросами». У нас с тренером за четыре года образовалась команда, и мы верили в тренировки и результат, а не товарищам, которые приходили за год до Олимпиады и предлагали новые методики, обещали, что лыжи поедут в три раза быстрее, если их засунуть в какой-то резервуар. Таких кадров достаточно много. Здесь надо уметь абстрагироваться от всего и идти своей дорогой.
Есть спортсмены, которые целенаправленно употребляют допинг. А есть те, кто попал к нехорошему человеку или распустил уши перед кем-то. Они приходят в сборную наивные, ничего не понимают. Им начесали по ушам, что это нормально, это не допинг, это таблеточка, которая выводит молочную кислоту. Они послушались и случайно попались на допинге. Главная задача тренера — с юного возраста это объяснять.
Надо поставить допинг в жесткие рамки. Государство этим занимается, но надо еще жестче.
Соперники или недруги могут просто подсыпать мельдоний за обедом. Любое запрещенное средство. Я не медик и не могу знать, как препараты могут использоваться. Препарат может быть с виду обычным, но его составляющая даст толчок спортсмену. Поэтому я сюда не лезу и просто покорно выполняю все, что мне говорят.
У нас мало говорят о допинге. Надо больше говорить, больше наказывать. Это поменяло бы ситуацию в лучшую сторону.
О потерянной мотивации
Я попал в список Родченкова, где также был Тимофей Лапшин. Но он ушел выступать за сборную Кореи, написал объяснительную и выступил на Олимпиаде-2018. А я тоже писал, но мне МОК до сих пор не ответил, почему я не был приглашен. Если бы я ушел выступать за другую страну, меня тоже бы пустили на Олимпиаду. Но я патриот.
Сейчас я разочарован в олимпийском движении и в биатлоне. Когда мне предложили остаться еще на четыре года, я сказал: «С этими ребятами каши не сваришь. Я не пойду дальше, чтобы потом случилось то же самое». Обидно, что тебя не приглашают на тот праздник, к которому ты стремишься всю жизнь.
После недопуска в Корею, проблем со здоровьем, австрийской полиции все так навалилось в одну кучу, что я выходил на тренировку и понимал, что уже нет той мотивации, что была раньше. Я не могу переступить через себя и тренироваться ради того, чего не видно впереди. Я тренируюсь, вкладываю все свои силы, не вижу семьи, а завтра могут прийти и сказать, что ты не поедешь на чемпионат мира. А зачем это надо?
О президенте СБР
Если бы мне предложили возглавить Союз биатлонистов России, то мой ответ был бы отрицательным. Я не готов и не хочу. Надо посмотреть на работу Драчева. Он пришел на этот пост год назад. Здорово, что с чемпионата мира привезли три медали, но еще рано судить, хорошо или плохо он справляется.
О татуировках
В детстве хотел, но потом поумнел и порадовался, что не сделал. Хотя я думал, что если в Пхенчхане возьму личное золото, то на память набью себе что-нибудь, но не сложилось.
О российском биатлоне
Надо работать с молодежью и с теми спортсменами, которые сейчас выступают. В этом плане я в пример ставлю Елену Вяльбе. Она президент федерации, лидер, ее все уважают, любят, и она со своей командой и с кнутом, и с пряником. У нас такого нет. Для того, чтобы был результат, все должны сплотиться в кулак и идти к одной цели.
Хороших специалистов, которые были бы профессионалами, не удовлетворяло руководство, и спортсменов не хватает. Это как раз одна из проблем нашей системы. Нужно обучать молодых специалистов и предлагать хорошую заработную плату.
Есть много моментов, которые должны не выливаться в прессу, а оставаться внутри семьи. Ситуация с Женей Гараничевым, например. Они все должны были сесть, пообщаться с ним и никуда это не выносить. Но здесь опять же нужно жестко ставить в рамки команду и делать из нее семью, которая будет показывать результаты. Пока не нашлось человека, способного воссоединить всех.
О Дзюбе, сборной России по футболу и Кокорине с Мамаевым
Иногда общаемся с Дзюбой, он мне импонирует как человек. Он не фальшивый, у него есть настоящие лидерские и человеческие качества. Я полностью поменял об Артеме свое впечатление как о футболисте.
После неплохого выступления на чемпионате мира сборная подправила свою репутацию. Мы всей страной гордились ими, пели, плясали на стадионах и у экранов телевизоров. Было очень круто.
Кокорин с Мамаевым? В семье не без урода, как говорится. В каждом виде спорта, в каждой деятельности есть люди, которые переступают черту и позволяют себе лишнее. Не буду защищать их и говорить, правильно или неправильно они сделали. Я просто уверен, что они десять тысяч раз пожалели об этом, все хорошо обдумали и сделали правильные выводы.
Об увлечении охотой
Началось все за компанию. Мы собираемся большой компанией, и там народу как грязи. Как-то раз посчитали, что собралось 13 олимпийских призеров в одном месте.
В середине мая выезжаем на заимку. Охота открыта только на вальдшнепа. Первый раз я подстрелил эту птичку, и мне было очень жалко. Она упала, скачет, я отвернулся и говорю: «Ребят, сделайте что-нибудь с ней». После этого долго на птицу не охотился. Стрелял по тарелочкам.
А в этом году была возможность поохотиться на лося. Я хотел себя проверить. Показательной стала ситуация, когда в 35 метрах на меня вышли четыре лося. Я поводил мушкой по ним и для себя понял, что убивать этих животных не буду. Максимум ездить с друзьями, стоять в загоне, может, ходить на птицу, но стрелять в невинных животных — нет. Иногда хочется лосятинки, но я не хочу брать грех на душу и лучше попрошу знакомых охотников, которые занимаются этим профессионально.
О комментаторском опыте и Губерниеве
Я недоволен. Это был полезный опыт, мне понравилось, но я очень самокритичный. Послушал себя и через пять минут выключил. Понял, что мямлю, говорю какие-то непонятные вещи. Я пытался доносить до людей полезную информацию, но меня сбивало, когда в наушник что-то говорили.
После этого еще больше начал уважать Диму Губерниева. Мы сидели втроем в комментаторской кабине, а индивидуальная гонка идет почти два часа, нужно что-то рассказывать, заполнять пробелы, говорить. Нам было нелегко, а как он один справляется, я не представляю.
Негатив к Губерниеву? Люди, которые ссорятся с Димой годами, с ним даже не разговаривают. Мы с ним всегда общались, это важно. Я ценю его работу. Он всегда пропагандировал наш вид спорта, и болельщиков стало больше благодаря ему.
Об Анастасии Кузьминой
Сестра всегда была моей наставницей. Когда я первый раз поехал на международные соревнования в горы, Настя мне сказала, чтобы я 10 дней ходил, не обращал внимания, если будут обгонять девчонки, и продолжал работать. Это был очень грамотный совет. Просто когда первый раз оказываешься в горах, организм может плохо отреагировать.
Через 12 дней я выиграл контрольную гонку и два старта (спринт и пасьют). До сих пор вспоминаю эту историю и говорю Насте спасибо. В этом плане мне с сестрой очень повезло.
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.