На каких машинах ездили звезды футбола СССР. У некоторых были крутые иномарки — откуда?
Алексей Хомич — «Москвич-400»
Хомич был первым в «Динамо», кому удалось купить автомобиль. Это случилось после турне московского клуба в Англии, где Алексей получил прозвище «Тигр». Вернувшись из Туманного Альбиона, советский вратарь приобрел старенький «Москвич-400», который разгонялся до 90 км/ч. На тот момент владеть автомобилем считалось престижно, потому что после войны наступил сильный дефицит отечественного автопрома. Есть история, как Хомич пытался завести отношения с девушкой, а купив «Москвич», хотел произвести на нее еще большее впечатление. Увы, девушка выбрала инженера.
«Хомич мне говорил: «Ты думаешь, зачем я стал Тигром?». Все из-за девушки, за которой он ухаживал, но она предпочла ему инженера. По тем временам — большого человека. И Леша страшно переживал: «Я почему тянул из девяток и шестерок? Потому что хотел ей доказать — вот на кого ты меня променяла». И когда купил машину — решил ей отомстить, ведь они жили в одном доме. Хомич въехал во двор на «Москвиче», бабки выбежали смотреть на машину, он открыл окно и завел на патефоне Петра Лещенко: «Моя Марусечка». Девушка так и осталась с инженером.
У него была одна из первых машин в советском футболе, и понятно, что в «Динамо» ему завидовали. С базы в Мытищах на игры Хомич выезжал за полчаса до команды. Машинка была маленькая, к нему подсаживались не самые крупные игроки — Василий Карцев, Василий Трофимов. Хомич так и не доезжал до стадиона, потому что ребята постоянно шкодили: то картофелину в глушитель засунут, то навредят так, что машина заглохнет. «Москвич» оставался на обочине, его догонял автобус, вся команда смеялась над Хомичем», — рассказывал спортивный журналист и друг Хомича Сергей Шмитько в интервью Sports.ru.
Григорий Федотов — ГАЗ-М-20 «Победа»
Федотов никогда не мечтал об автомобиле, но после трех чемпионств подряд с ЦДКА (1946, 1947, 1948) ему подарили «Победу». Он сдал на права, хотя изначально боялся садиться за руль. Поговаривают, что Федотов не любил ни ездить, ни летать, потому что был довольно мнительным человеком.
«К машинам Григорий Иванович был равнодушен, — вспоминает Сергей Шмитько в интервью Sports.ru. — Даже не умел водить: дали «Победу» и дали. Потом получил права и попробовал куда-то на ней выехать. Это происходило на площади Коммуны, там где стояла гостиница ЦДКА (сейчас — Суворовская площадь). Проехал метров 150, уткнулся в какой-то бордюр, носом покорежил свою «Победу», плюнул, хлопнул дверью и сказал: «Больше к ней никогда не подойду». Так его машина несколько месяцев стояла около той ограды, пока куда-то не делась».
Лев Яшин — ГАЗ-24 «Волга»
Великий вратарь «Динамо» и сборной СССР обожал белые «Волги». В 1958 году Яшин приобрел первую машину, попросив талон на 21-ю модель, которая на тот момент считалась престижным автомобилем. Лев Иванович отвалил за нее огромные деньги — пришлось их занимать даже у партнеров по команде. На капоте новой машины Яшина красовался олень, которого несколько раз отрывали, а затем пытались продать.
Ближе к 70-м годам советский вратарь обновил автомобиль — сдал старую «Волгу» в комиссионку, взяв вместо нее 24-ю модель. «После игры мы собирались ехать за грибами. Лев заправился и поставил машину на пригорок, чтобы стек бензин. Кто-то бросил окурок или спичку, бензин начал выгорать — пламя шло из бензобака, загорелись задние сиденья. Сначала горело не сильно, Лев прихлопывал огонь и сжег ладони. Потом зачем-то открыл багажник — ему надо было спасать колеса, но подъехал какой-то «Москвичок», его шофер затушил багажник из огнетушителя. Хорошо, что рядом была воинская часть, где эту «Волгу» починили», — вспоминала жена Валентина Тимофеевна.
Правда, со временем ее все же пришлось продать. Яшин вновь купил новую 24-ю «Волгу», на которой в 80-х ездила жена из-за его проблем со здоровьем. Лев Иванович перенес два инфаркта, инсульт, а в 1984 году ему отняли правую ногу. С тех пор за руль он больше не садился, хотя в конце 80-х за семь месяцев до смерти получил первую иномарку от немецких спонсоров — Mazda 626 третьего поколения. К сожалению, прокатиться на японской машине Яшину так и не удалось.
Виктор Понедельник — ГАЗ-21 «Волга»
Понедельник в отличие от того же Федотова, наоборот, получал кайф от езды на автомобиле. Сначала у него была «Победа» желтого цвета, в 60-х — 21-я «Волга», а затем 24-я, как у Яшина. Виктор Владимирович рассказывал, что перепробовал чуть ли не все виды транспортных средств. Поступив в родном Ростове в военно-инженерное училище, он проходил практику на автобусе, грузовых машинах и даже управлял танком Т-34. Понедельник отмечал, что за рулем он всегда отдыхал и чувствовал себя комфортно.
В СССР его любили и уважали, а однажды даже несли его «Волгу» на руках. Да, не успел футболист СКА завести двигатель, как его автомобиль взмыл на несколько секунд в воздух: «Машина весит около тонны, больше пяти метров не пронесешь, и они ее аккуратно поставили на место. Внутри все застыли, я говорю: «Ребята, вы не двигайтесь, я сейчас сразу начинаю ехать». Включил сигнал, потихонечку выехал со стадиона на шоссе и остановился на обочине. Открываю дверь, встаю двумя ногами и не могу выпрямиться — сажусь на землю. Какое было напряжение! В тот момент я думал, как бы машина не опрокинулась на людей», — вспоминал Понедельник.
Йожеф Сабо — ГАЗ-13 «Чайка»
Сабо получил «Чайку» в Киеве от венгерского консульства, с которым у него были налажены связи. Правда, машина оказалась не на ходу — отсутствовала задняя полуось, не работал «автомат». Кстати, на «Чайках» в то время могло ездить только партийное руководство, поэтому Сабо вскоре намекнули, что ему придется вернуть машину венграм.
«Когда Сабо зарегистрировал машину в ГАИ, слух о его «Чайке» моментально разнесся по всему Киеву. В это время проходил республиканский партийный съезд. В перерыве в курилке зашел, как водится, разговор о футболе. И кто-то ляпнул: «Футболисты совсем оборзели! Сабо на «Чайке» ездит! Скоро вертолеты начнут покупать». Доложили Петру Шелесту, первому в ту пору секретарю украинского ЦК. Он распорядился: «Отобрать у него «Чайку»!»
На рассвете следующего после распоряжения дня к Сабо нагрянули начальники городского и республиканского ГАИ, выдававшие на «Чайку» номера. Чуть ли не на колени упали: «Отдай машину. Иначе с нас погоны снимут». Сабо махнул рукой: черт с вами, вот номера, техпаспорт. Делайте с ней что хотите. Но куда девать автомобиль, который стоит на приколе? Гаишники долго ломали голову. Полтора месяца еще «Чайка» пылилась у игрока в гараже. Потом позвонил Константин Продан, правая рука Щербицкого: «Йожеф, ты же сумеешь договориться с венграми. Пусть «Чайку» заберут назад. А мы тебе «Волгу» взамен дадим», — писал журналист Александр Горбунов в книге «Пушкин и Пеле. Истории из спортивного закулисья».
Владимир Маслаченко — ВАЗ-2103 «Жигули»
В 60-х Маслаченко играл в «Спартаке», где у него появилась возможность купить первую машину — светло-серую 21-ю «Волгу». Правда, спустя 10 лет ему пришлось ее продать из-за поездки в Чад в качестве тренера-координатора. Но вернувшись из Африки в СССР в 1973 году, Маслаченко раскошелился на вишневую «трешку». Поговаривают, что на ней Владимир Никитович сумел развить скорость 185 км/ч, доехав в Минск из Москвы за 6 часов. На «Жигулях» советский вратарь путешествовал по СССР, а потом приобрел серую «Волгу» 24-й модели.
По словам внучки Юлии Маслаченко, ее дедушка любил копаться в двигателе и мог часами проводить время в гараже. В тяжелые 90-е Маслаченко ездил на «Ниве», а в 1997-м приобрел первую иномарку — Škoda Felicia.
Анзор Кавазашвили — Ford Thunderbird
Возможно, самая стильная машина была у вратаря «Спартака» Кавазашвили. Из отечественного автопрома ему нравились черные «Волги» 21-й модели. Но после перехода в «Спартак» у Анзора появилось желание приобрести иномарку. В этом ему помог Николай Петрович Старостин, который после чемпионства 1969 года направил его к министру торговли РСФСР Трегубову. Он оказался большим болельщиком «Спартака», поэтому готов был оказать Кавазашвили любую услугу.
«Приехал в магазин и меня вывели во двор, где стояло несколько разных иномарок. Но его я сразу увидел… Длинный «Форд Тандерберд». Открыл дверь, а салон из красной кожи! Сразу говорю, что забираю эту машину, на что мне отвечают, что она неисправна, двигатель не заводится. И предлагают посмотреть еще. Но я уже решил. Отдал то ли 7200, то ли 7500 рублей — новая «Волга» стоила около 6000 — и позвонил водителю автобуса «Спартака», рассказал о ситуации. Он предложил отвезти машину на единственную техстанцию в Москве, где занимались ремонтом иномарок. На тягаче машину туда переправили, отремонтировали — и движок заработал.
Ох, каким же пижоном я ездил на этом авто по Москве! 360 лошадиных сил. Автоматическая коробка передач… Через год на этом «Форде» уехал в отпуск в Батуми. Потом отправился обратно в Москву. Родня загрузила в багажник вино, жареных поросят, кур, ткемали, хачапури. В пути машина сломалась — подвеска отказала. Позвонил брату Зауру и попросил, чтобы он приехал и забрал ее. Вернули машину на прицепе в Батуми, а я улетел в Москву на самолете», — рассказывал Кавазашвили журналисту Артему Локалову для книги к 100-летию «Спартака».
Кстати, в Грузии машину починили, а потом использовали для свадебных торжеств. Любопытно, что со временем Анзор смог продать «Форд» в два раза дороже — за 13 тысяч рублей: «Пришли папа с сыном из Кабардино-Балкарии и даже не торговались. Пацан воскликнул, увидев двигатель и багажник: «Мы сюда сорок баранов поместим!» Под мой хохот они уехали на «Форде», этом чемпионском трофее».
Константин Бесков — Mercedes-Benz 230E W123
Бесков приобрел салатовый «Мерседес» в период работы главным тренером в «Спартаке». По воспоминаниям его помощника Петра Шубина, он настолько его любил, что, уходя, откручивал с капота фирменный значок и клал в карман, чтобы его никто не оторвал. При этом Бескову было важно, чтобы его игроки тоже ездили на хороших машинах. Например, полузащитник «Спартака» Юрий Гаврилов в интервью рассказывал, как Бесков взбесился, когда увидел «Запорожец» припаркованный рядом с его «Мерседесом».
«Заезжаем на базу. У Бескова был старенький салатовый «Мерседес», он через какое-то посольство купил. Вот я «Запорожец» с этим «Мерседесом» рядом и припарковал. Тут Бесков на балкон вышел. Орет: «Николай Петрович, кто разрешил? Что за инвалиды по базе бродят?!» Старостин перепугался: «Какой инвалид?!» А на базе тихо, никого нет — лишь повариха слышала этот диалог между первым этажом и балконом. Встряла — я, говорит, все видела и знаю. Это Гаврилов приехал. Константин Иваныч вконец закипел: «Что-о-о?! Николай Петрович, он и меня, и вас, и «Спартак» опозорил…» Старостин стоит растерянный: «Делать-то что?» — «Я знаю, что делать. Дайте ему «шестерку», чтоб я больше инвалидку эту не видел!» Дней через десять пришла мне открытка — получать автомобиль».
Евгений Ловчев — ВАЗ-2103 «Жигули»
В 1974-м Николай Петрович Старостин оформил Ловчеву «Волгу». Но, по словам экс-футболиста, он на ней практически не ездил. Евгений Серафимович рассказывал, что перепродавал белые «Волги» в Ташкент в два раза дороже — брал за 9100 рублей, а получал за нее 15 тысяч. Потом Ловчев ездил на третьей модели «Жигулей», в 76-м приобрел «шестерку», а следом «девятку» и Mercedes-Benz 190e W201.
В начале 80-х, завершив карьеру в «Крыльях Советов», Ловчев на «шестерке» забирал с тренировки Валерия Газзаева: «Ловчев жил недалеко от «Сокольников», где-то рядом была квартира у Газзаева. Как-то мы ходили на матч «Динамо», сидели в его «Жигулях», Женя говорит: «Сейчас Газика подождем». Газзаев садится, захлопывает дверь, вынимает «Мальборо» и закрывает окно, потому что после игры футболисты больше всего боятся простуды. Прокуривает всю машину и говорит: «Джексон, если бы ты знал, как тяжело играть в футбол». Ловчев ему как молодому отвечает: «Это ты мне объясняешь?», — рассказывал спортивный журналист Сергей Шмитько в интервью Sports.ru.
Олег Романцев — ВАЗ-2101 «Жигули»
Романцев приобрел первую машину в 1979 году. После чемпионства «Спартака» он получил талон на «Волгу», но сразу же продал ее за 12 тысяч рублей, купив себе «Жигули»:
«На этой «копейке» потом у нас вся команда училась водить. Я сам в первый раз сел за руль именно в ней. Помню, получил права в Мытищинском МРЭО — его начальник был моим хорошим знакомым. Выехал и сразу рванул через две сплошные. Начальник схватился за голову: «Ты что делаешь?» Еще на этой «копейке» мы целой группой катались в институт — Ярцев, Хидиятуллин, Булгаков, Дасаев. Едем, помню, как-то всей этой шумной компанией со спартаковского манежа — с Оленьего Вала. Зима, дорога не ахти. И «копейка» застревает прямо на трамвайных линиях. Смотрим: идёт мужик, солидный, в меховой шапке, с дипломатом. Кричим ему: «Мужик, помоги!» Он подошёл. Только попытался толкнуть, и машина поехала. Он поскользнулся, упал, дипломат раскрылся, документы разлетелись. А мы ему из окна кричим: «Спасибо, мужик!», — вспоминал Романцев.
При этом легенда «Спартака» рассказывал, что пару раз мог угодить в серьезное ДТП. Даже самый большой страх в жизни Романцев связывает с опасной ездой на автомобиле:
«Это было за рулем. Мне до сих пор этот момент снится. Алинка, внучка, была совсем маленькой. Мы ехали из деревни, из Рязани. А мне с утра нужно было на тренировку. Погода мерзопакостная, слякоть. Ехал на «Жигулях». Дорога не освещённая, прямая рязанская трасса. Пристроился за длинной фурой. А она едет 60 километров в час. Я тороплюсь. Я помню, что дорога там прямая, и не глядя, иду на обгон. А фары все залеплены. Обогнал ее, но в душе в момент манёвра похолодело. В первый раз в жизни страшно испугался. Любая встречка — и нам конец. Повезло.
В своё время я мог и полихачить за рулём, чудил. Помню, решил разогнаться на клубной «БМВ». Ехал опять же из Рязани — только днём. У Коломны строили объездную дорогу. Машин тогда было мало. И я решил проверить свою. 260 километров на панели максимальная отметка — интересно, сколько она даст. Разогнался до 220-ти. А там был небольшой подъёмчик. И меня подбросило. Как в фильмах. Но БМВ есть БМВ. Немецкое качество. Она мягко села и поехала дальше. Попадись любой камешек — и ничего не осталось бы — ни от машины, ни от меня. Я понял, что был на волосок от гибели», — утверждал Романцев.
P.S Во время езды на автомобиле не забывайте пристегиваться ремнем безопасности!