Впервые посмотрела культовый мультфильм 90-х «Бивис и Баттхед» и сравнила с перезапуском: раньше было лучше

Феномен MTV, символ подросткового бунтарства, ночной кошмар всех родителей и олицетворение самых страшных грехов — скандальный мультсериал «Бивис и Баттхед» оставил смачный след в истории телевидения и поп-культуры. Никто не мог предположить, что дуэт тупоголовых отморозков задержится в прайм-тайме дольше, чем на 3 серии. Два дружка, мир которых ограничивался теликом, хеви-металом и чипсами, мгновенно влюбили в себя американских тинейджеров, разглядевших в мульте уморительную сатиру на общество.
Бивис и Баттхед навели немало шума в 90-е. Возмущенные взрослые, шокированные чернухой и непроходимой тупостью, были готовы идти с факелами и вилами на создателя Майка Джаджа и телеканал MTV. Шоу неоднократно находилось на грани закрытия, но дуракам закон и традиционные ценности не писаны. Умственно отсталые подростки уверенно пережили эпоху гранжа, чуть-чуть заглянули в благополучные 2010-е и, кажется, прочно обосновались в мире зумеров.

В начале сентября стартовал уже третий сезон перезапуска, где Бивис и Баттхед в фирменной манере уделывают современное общество. На досуге я решила узнать, чем сейчас кормит молодежь Майк Джадж, и сравнить с оригинальной версией из прошлого века. Мое детство пришлось на нулевые, поэтому «Бивис и Баттхед» ловко обошли меня стороной. Странный мультсериал с неприятными персонажами продолжали крутить по MTV, когда часы оповещали, что детское время закончилось. Если я чудом и оказывалась у экрана телевизора без родителей, то элементарно не понимала юмор и прикол этого шоу. Наблюдать, как два имбецила ржут и комментируют клипы? Полный отстой, как сказал бы Баттхед.

С высоты 2025 года первые сезоны «Бивиса и Баттхеда» кажутся совершенно несмотрибельной историей: все примитивно, нарочито тупо, а иногда откровенно скучно. Слегка проникнуться вселенной, пропитанной духом дегродства и шутками про задницы, удалось лишь после 10–15 серий. Когда мозг окончательно плавится, приходит понимание, что в гипертрофированной тупости и есть главная фишка. Бивис и Баттхед — это не герои, а гротеск, зеркало подростковой глупости, доведенной до абсурда. Пацаны искренне смеются над музыкой, вульгарными женщинами в клипах, миром взрослых, словами «конец» и «отверстие». По сути, мультсериал показывает сам феномен «потерянного поколения», которое не знает, чем заняться, кроме как чесать лоб перед экраном и жестко высмеивать происходящее за окном.
Смотреть продукт безумных и безбашенных 90-х вне времени и контекста — сомнительная затея. Однако рассматривать «Бивиса и Баттхеда» как некий музейный артефакт из истории свободного телевидения достаточно интересно. Я бы даже сказала, very cool.

В 2022-м дуэт идиотов вернулся на экраны. Казалось бы, спустя 30 лет подобный формат должен устареть, а за чернушные шутки про гендеры, расы и меньшинства даже Бивиса и Баттхеда могут приговорить к культуре отмены. Они со скрипом вписались в новую реальность. Перезапуск не стал придумывать новых героев и делать из подростков «мудрых стариков». Бивис и Баттхед по-прежнему ленивые и отвратительные, они продолжают носить футболки с AC/DC и Metallica, мечтают лишиться девственности и разрушают все, к чему прикасаются. Только теперь вместо клипов на MTV они реагируют на влоги с YouTube, мемы из TikTok и современные шоу. Мир вокруг стал еще абсурднее, но юмор парней сбавил обороты почти до минимума.
Толерантная цензура и общемировой курс на поддержку семейных ценностей на щадят никого. Иронично, что Бивис и Баттхед превратились в тех, кого жестко хейтили, — в беззубых взрослых, боящихся сделать лишний шаг в сторону или сказать что-то оскорбительное. В 90-е мульт выглядел как анархия на экране, в современной версии хаос приглажен. Старые серии аморально издевались над всем подряд, новые — осторожно подшучивают над жителями интернета. Перезапуск пытается троллить исключительно тренды TikTok, но смотрится так, будто скуфы неловко шутят про прикольчики зумеров. Увы, грязный, глупый и гениальный комментарий о культуре своего времени превратился в стерильное продолжение для галочки.