Уникальный метод уборки из Японии: благодаря системе КонМари больше никогда не придется убираться
Уборка — это воистину бесконечный процесс. Вроде бы, пока убираешь в одном углу, в другом в это время накапливается хлам. Согласитесь, было бы чудесно, если бы можно было хорошенечко прибраться один раз и больше уже никогда этого не повторять.
Спешим вас обрадовать: есть один метод. Примените его однажды, вам уже никогда не придется убираться вновь. Он изобретен в Японии, и его авторство принадлежит Мари Кондо.
Кто такая Мари Кондо и в чем фишка ее метода
Мари Кондо — это японская писательница и специалист по организации пространства. Ее с детства интересовала тема устройства быта, и даже свою дипломную работу она посвятила исследованию связи между гендером и уборкой.
Книги Мари «Магическая уборка» и «Искры радости», в которых она описывает свой авторский метод КонМари, в буквальном смысле являются бестселлерами всему миру. О масштабе популярности можно хотя бы судить по тому, что в 2019-м Netflix выпустил реалити-сериал «Уборка с Мари Кондо», в котором писательница помогает американским семьям с расхламлением. К слову, этот сериал даже был номинирован на премию «Эмми».
Фишка метода КонМари в том, что он совмещает в себе обычное наведение порядка и психологию. Его философия — вы должны быть благодарны вещам за исполнение своего предназначения, но при этом не надо бояться от них избавляться. А уже приняв то, что нет смысла хранить отжившее свое, можно приступать к организации хранения.
С чего начать
Прежде чем приступать к полной реорганизации пространства и хранения, нужно провести тотальное расхламление. На это может потребоваться гораздо больше сил и времени, чем кажется на первый взгляд, так что лучше всего выделить целый день на то, чтобы избавиться от всех тех вещей, которыми вы не пользуетесь. Не убирайтесь понемногу: все должно произойти одним махом — раз и навсегда.
По методу КонМари расхламление должно проходить по категориям, а не по месту хранения. То есть вся одежда, например, должна быть разобрана разом, а не сначала то, что лежит в платяном шкафу, а потом то, что висит в коридоре. Собрав все в одном месте, вы сможете оценить, сколько на самом деле у вас вещей, и со многими из них будет гораздо проще расстаться. Ну и таким образом у вас будет больше мотивации скорее с этим покончить, чтобы Эверест посреди комнаты не мозолил вам глаза.
Основные категории вещей:
- одежда,
- обувь,
- бумаги и документы,
- комоно (личные вещи, косметика, хозяйственные принадлежности, бытовые предметы и прочее),
- сентиментальные вещи (подарки, открытки, школьные записочки и прочее).
Начните с первого пункта и дальше двигайтесь по порядку. Когда вы дойдете до пятого — вещей, с которыми объективно тяжелее всего расстаться, — вы уже войдете в кураж, и прощаться с ними будет гораздо проще.
Как избавляться от лишних вещей
Первое правило: если вещи отслужили свое — выбрасываем. Избавляйтесь от всего, что пришло в нерабочее состояние, сломано, не подлежит восстановлению или вышло из моды. Если вы не пользовались чем-то в течение года, скорее всего, оно вам и не нужно. Из двух дублирующих друг друга по функционалу предметов оставляйте тот, который новее или выглядит лучше. Ну или тот, который вам нравится больше.
Основа принципа уборки по этому методу — все, что остается в доме, должно вызывать «искры радости», то есть приносить вам положительные эмоции. Если вы сомневаетесь, сохранить или выбросить очередную вещь, возьмите ее в руки и задайте себе следующие вопросы:
- Эта вещь все еще нужна или она уже выполнила свое предназначение?
- Не вызывает ли она неприятных ассоциаций?
- Нравится вам она или нет?
- Как часто вы ей пользуетесь?
- Не дублирует ли она другую вещь?
Мари утверждает, что ваше тело будет откликаться на эти вопросы и вы почувствуете, стоит оставлять предмет или все же можно отправить его в мусорный пакет. Все редкое или имеющее для вас личную ценность оставляйте напоследок: в самом начале принять решение о судьбе подобных предметов будет гораздо сложнее.
Если вы решили избавиться от предмета — поблагодарите его за службу и с чистой совестью отправляйте в мусорный пакет. Конечно, не стоит во всех подробностях вслух рассказывать старому заношенному свитеру о том, что дело не в нем, а в вас, и как вам жаль, что приходится расстаться, но, подведя некую черту и поняв, что он действительно исполнил свое предназначение, попрощаться с вещью будет проще.
Ну и важная ремарка: все это стоит делать в одиночестве и в спокойной обстановке, чтобы ничто вас не отвлекало и вы могли сконцентрироваться на своих ощущениях и принять свое собственное решение.
Особенности каждой из категорий
Одежда и обувь
Когда вы свалите все свои топы, блузки, тренчи и шарфики в одну огромную кучу, то мигом поймете, насколько много у вас на самом деле одежды. Чтобы было проще в этом все разобраться, разделите вещи на подкатегории и разберите сначала топы (они ближе всего к телу, и в отношении них проще понять, нравится он вам вообще или нет), а потом потихоньку двигайтесь к «утяжелению», чтобы закончить на верхней одежде.Не забывайте задавать себе вопросы. Хотите ли вы еще раз надеть эту вещь? Подходит ли она под ваше самоощущение? Нравится ли вам мысль о том, что вас в этом увидят люди? Если в голову приходит «буду ходить в этом дома» — даже не думайте, выбрасывайте. Эта вещь не принесет вам радости.
В идеальной вселенной после подобного разбора гардероба у вас должна остаться где-то треть всех вещей. Остальное можно пожертвовать на благотворительность или раздать знакомым, которые захотят их надеть.
Бумаги и документы
От всех лишних бумаг тоже стоит избавиться. Оставляйте те, которые нужны конкретно сейчас, всегда или имеют срок годности. Хранить годами инструкцию для чайника не имеет смысла: сейчас все можно найти в интернете, да и пользоваться им вы уже наверняка научились. Действительные гарантийные талоны лучше рассортировать по годам: так вам будет гораздо проще впоследствии вычленить те, срок действия которых истек.
Старые тетради с записями с пройденных семинаров тоже лучше отправить на помойку: если вы все еще не внедрили усвоенные знания, скорее всего, они вам и не пригодятся на практике. А к тому моменту, как вы решите вновь освежить в памяти пройденный материал, он уже попросту может быть неактуален.
Посуда
Согласно методу КонМари, стоит отставлять только ту, которой вы действительно пользуетесь. Тарелки и кружки с трещинами тоже не стоит хранить: как минимум это небезопасно. Конечно, тут встает вопрос насчет бабушкиного сервиза «для гостей» — все-таки в нашей стране есть традиция хранить в серванте хрустальные фужеры на случай большого праздника, — то тут уж принимать решение вам. В конце концов, вы сами для себя можете стать почетным гостем и радовать себя красивой сервировкой. А может быть, то, что вы не хотите расставаться с сервизом, будет поводом почаще приглашать к себе друзей.
Мелочи и бытовые предметы
Самое главное в этой категории — преодолеть страсть к накопительству. Например, это касается пакета с пакетами, который абсолютно точно есть у всех. Скорее всего, он у вас переполнен, но пользуетесь вы максимум десятью, лежащими сверху. Так что треть можно сразу выбрасывать.
Сентиментальные вещи
Самая сложная для расхламления категория, потому что все относящиеся к ней предметы несут в себе какую-то эмоцию. К ней относятся все записочки, открыточки, билетики из кино и прочая милая сердцу мелочь, которая хранит какие-то теплые воспоминания. Мари Кондо говорит в своей книге о том, что главная суть подарка — быть подаренным. И что вряд ли человек, который вам его дарил, будет рад тому, что вы храните его из чувства вины.
В этом, конечно, есть доля правды: все эти вещички действительно уже исполнили то, для чего были задуманы. Главное — войдя в кураж, не выбросите вообще все: если от мысли о том, что вам придется выбросить первый рисунок своего ребенка, у вас на глаза наворачиваются слезы, не надо этого делать. Из всего, что останется после расхламления, можно сделать сундук с сокровищами, к которому вы периодически будете возвращаться за воспоминаниями.
Как хранить вещи по системе КонМари
Расхламление — это только полдела. Следующий этап — это правильно реогранизовать систему хранения своих вещей. Вот что предлагает Мари Кондо:
- Хранить все вещи стоит не по зонам их применения, а по категориям. То есть всю одежду в одном месте, всю обувь — в другом, бытовую химию — в третьем. И вы всегда будете знать, где и что искать.
- Места для хранения нужно определять не так, чтобы вам было удобно брать предметы, а так, чтобы было удобно их убирать. При таком принципе гораздо меньше вероятность, что предметы будут разбросаны по всей квартире.
- Одежду лучше хранить не горизонтальными стопками, как мы все привыкли, а вертикально, складывая все предметы гардероба в аккуратные прямоугольники или скручивая в роллы. Дело в том, что стопки бесконечны, а то, что лежит снизу, практически не используется. Плюс, когда вы добавляете что-то еще, у вас нет ощущения, что гора растет. Когда же вы складываете все свои джинсы или футболки вертикально, абсолютно все они будут у вас на виду. Таким образом вы еще и сможете уберечь себя от накапливания, потому что всегда будет очевидно, что на полку больше ничего не влезает.
- Одежду, которая легко мнется или которую нельзя сложить, развешиваем на вешалках. При этом придерживаемся принципа: вся тяжелая, длинная и темная слева, а чем светлее, короче и легче — тем правее. Идеально, если у каждого предмета будет своя вешалка (опять же, так вы сможете держать все на виду), но тут уже стоит отталкиваться от размеров своего шкафа.
- Несколько вешалок стоит выделить под шарфы, платки и ремни. Сумки же проще всего сложить одну в другую — но так, чтобы было видно ручки.
- Используйте ящики, причем лучше всего прозрачные. Это как минимум удобно и практично.
- Приобретая что-то новое, всегда старайтесь избавиться от чего-то старого, что выполняет такую же функцию.
Как складывать одежду для хранения по методике КонМари
Помните: эта великолепная система — это лишь шаг на большом пути, а не панацея. Избавившись от пары десятков футболок, вы не избавитесь от тараканов в голове, да и количество вещей все же со временем будет накапливаться, так что периодически процедуру надо будет повторять. Плюс не все может подойти конкретно под ваши реалии: даже сама Мари, родив третьего ребенка, заговорила о том, что придется пересмотреть свой подход к уборке, так как изменились и ее собственные условия жизни. Так что не бойтесь анализировать и адаптировать правила под себя, ведь главное, чтобы «искры радости» появлялись именно у вас.