Lifestyle

Теперь понятно, почему исчезли 3D-телевизоры, хотя еще недавно о них мечтали миллионы: теперь это раритет

shutterstock.com
Поделиться
Комментарии
Помните домашний 3D-кинотеатр?

В начале 2010-х 3D-телевизоры казались будущим домашнего кино. После успеха фильма «Аватар» зрители по всему миру загорелись идеей смотреть объемные фильмы у себя дома. LG, Samsung, Sony и Panasonic выпускали одну модель за другой, обещая эффект полного погружения. В рекламе мелькали счастливые семьи в очках, протягивающие руки к экрану, — казалось, новая эра телевидения уже наступила.

Как работала технология

shutterstock.com

Основой были стереоизображения — два слегка смещенных кадра для каждого глаза. Чтобы мозг воспринимал их как объем, зрителям приходилось надевать специальные очки — активные (с батарейками и синхронизацией с экраном) или пассивные (с поляризационными фильтрами). Первые стоили дорого, вторые часто искажали цвет и снижали яркость. Был и 3D без очков, но при определенном угле обзора и освещении, но глаза уставали уже через полчаса.

Сколько стоили 3D‑телевизоры в России?

ГодПримерная ценаМодели
201090–200 тыс. руб.Samsung 3D LED TV 7000, Panasonic Viera VT20
201250–70 тыс. руб.LG Cinema 3D, Sony BRAVIA HX820
201430–45 тыс. руб.LG 47LA660, Samsung UE40H6203
201625–35 тыс. руб.LG 43UF675, остатки линейки Sony

На старте такие телевизоры считались премиум‑товаром. Многие брали их в кредит или ждали скидок. Снизить цену помог массовый переход на LED‑подсветку и удешевление LCD‑матриц, но к тому моменту интерес начал угасать.

Почему 3D‑революция не состоялась

К 2013 году казалось, что 3D‑телевизоры станут стандартом. Но уже через пару лет волна схлынула. Причины были вполне приземленные:

  • Неудобство. Очки тяжелые, дорогие, требовали батареек. Если дома пятеро человек, нужно покупать пять пар.
  • Усталость и головные боли. По данным исследований, до 25 % зрителей испытывали дискомфорт: мозг путался между плоским экраном и объемным изображением.
  • Мало контента. Фильмов в 3D было немного, а многие из них — просто «конвертированные» из 2D. Эффект выглядел натянуто.
  • Высокая цена. Даже когда цены упали, 3D‑телевизоры оставались дороже обычных моделей на 30–50 %.
  • Технологическое устаревание. В 2014 году появились 4K и HDR — и зритель понял, что просто качественная картинка без очков выглядит лучше.

К тому же, примерно с 2015 года Netflix и Blu‑ray‑издатели перестали выпускать 3D‑контент. BBC прекратила эксперименты после Олимпиады‑2012. К 2017‑му LG, Samsung и Sony официально отказались от технологии. Новые телевизоры перестали поддерживать 3D просто потому, что исчез спрос.

Что пришло на смену

3D исчезло, но идея объемности не умерла. На смену пришли VR‑шлемы и AR‑технологии — Oculus, PlayStation VR, Apple Vision Pro. А в телевизорах остался фокус на реализм без очков: 4K, 8K, HDR и умные алгоритмы, которые сами «оживляют» картинку.

Параметр3D‑телевизоры (2010‑е)Современные OLED / QLED (2025)
ИзображениеЗависит от очков, часто мерцаетСверхчеткое 4K / 8K, HDR, идеальный контраст
УдобствоОчки снижали уровень комфортаБез очков, мгновенное включение
КонтентОграничен, в основном Blu‑ray4K‑поток, AI‑апскейл, стриминг
ЭнергопотреблениеПовышенноеЭкономичное
КомфортГлаза быстро уставалиБез раздражения, естественная картинка
Цена на старте70–200 тыс. ₽40–100 тыс. ₽ (при несравнимом качестве)

Что вспоминают владельцы

Мнения по поводу 3D-телевидения разделились. Кто-то вспоминает эффект трехмерности с ностальгией, другие — закатывают глаза, мол, бесполезное развлечение.

«У меня такой телевизор до сих пор стоит. Как и большинство потребителей, посмотрел пару раз (причем в одиночку! Жену эта хрень не впечатлила вообще никак). Как и полагается, очки до сих пор пылятся где-то на полке. Причем на эти грабли уже наступали со звуковоспроизведением. Уж сколько трещали одно время про квадрофонию, но на практике осталось стерео».

«Есть, и до сих пор рабочий телек 3D LG 48 дюймов. 6 очков. И самое главное, штук 5 или 6 жестких дисков с 3D контентом […] В основном нравятся дайверские съемки рифов, шикарное видео, и съемки Аймакс на МКС!!! Это надо видеть! В 3D виды из космоса и внутренности МКС!! […]Так что жалко, что эпоха 3D ушла. Очень интересно было».

«У меня 3д телек. Пару фильмов посмотрел на нем в 3д и надоело. Использую теперь как обычный телек», — пишут на Яндекс. Дзен.

shutterstock.com

3D-телевизоры стали временным экспериментом: эффектным, но преждевременным. Технология не выдержала конкуренции с более простыми и комфортными решениями. Тем не менее ее наследие не исчезло: разработки в области стереоизображений легли в основу VR-шлемов, голографических дисплеев, медицинских и архитектурных визуализаций.

А дома зритель теперь хочет спокойное, качественное и комфортное изображение — и современные телевизоры это дают. Но кто знает, может быть, эта технология еще вернется в новом, более удобном виде.

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0