Lifestyle
3 ноября 2024, Воскресенье, 06:21

Посмотрела премьеру сериала «Преступление и наказание»: никакого Достоевского, раздетый Янковский и много мистики

youtube.com
Поделиться
Комментарии
Смотрим премьеру!

Кинообозреватель Sport24 Анастасия Цой вместе с миллионом других зрителей дождалась: на «Кинопоиске» после нескольких скандальных переносов вышли-таки первые серии «Преступления и наказания». Как режиссеру Владимиру Мирзоеву удалось перенести на экран роман Федора Михайловича Достоевского — рассказываю.

«Преступление и наказание» (сериал, 2024)

  • Сценарист: Анастасия Мирзоева
  • Режиссер: Владимир Мирзоев
  • Актеры: Иван Янковский, Любовь Аксенова, Тихон Жизневский, Владимир Мишуков и другие
  • Кол-во серий: 10
  • Где смотреть: «Кинопоиск»

Перенести литературную классику в современный мир — идея, мягко скажем, не новая. Даже в России, не говоря об американском, европейском или азиатском кинематографе, было довольно много экспериментов: например, режиссер Григорий Константинопольский переосмыслил пьесу «Гроза» Александра Островского, Евгений Цыганов сыграл современного Павла Чичикова в сериале «Мертвые души», и даже героев Федора Достоевского мы уже видели в новых декорациях — речь идет о фильме «Даун Хаус», основанном на «Идиоте».

Теперь пришло время «Преступления и наказания». Нищий студент Родион Раскольников — Иван Янковский в кроваво-красном худи — бродит по бегловскому Петербургу с его супермаркетами и электросамокатами, обдумывая убийство неприятной старухи, которой периодически закладывает ценные вещи.

Его сестра Дуня работает няней в особняке Свидригайловых, а Соня Мармеладова, живущая в коммуналке с отцом-алкоголиком и раздраженной мачехой, устраивается в современный публичный дом.

youtube.com

Несмотря на очевидные приметы времени, герои разговаривают литературным языком XIX века, иногда буквально цитируя фрагменты из романа Достоевского. Все эти «маменьки» и «душеньки» моментально озадачивают, вызывая когнитивный диссонанс. Сложно ответить на вопрос, зачем это было сделано. Возможно, создатели сериала пытались показать связь прошлого и настоящего, ведь, несмотря на изменения прошедших двухсот лет, многое в русском человеке и обществе осталось неизменным. А, возможно, авторы не захотели заморачиваться с воссозданием Петербурга времен Российской империи.

При этом, сохранив язык Достоевского, режиссер Владимир Мирзоев и его дочь, сценаристка Анастасия Мирзоева многое изменили в знакомом каждому романе. Ввели в сюжет Тень — судя по всему, дьявола, с которым время от времени разговаривают и Раскольников, и Свидригайлов, и другие герои. Подобная мистика сближает сериал не с романом Достоевского, а с «Фаустом» Гете или «Мастером и Маргаритой» Булгакова.

youtube.com

Кроме того, практически не прослеживается философский пласт романа: теория Раскольникова о делении людей на две группы — «тварей дрожащих» и «право имеющих», которую он хотел проверить, убив старуху-процентщицу, едва проговаривается. Главный герой из философствующего студента, который задавался вопросами, волновавшими современников писателя, превращается в какого-то сумасшедшего, а единственным мотивом его преступления становятся убеждения дьявола и, конечно, деньги.

youtube.com

Сумасшествие героя захлестывает с самого начала. Повествование постоянно прерывается образами то ли больного, то ли галлюцинирующего сознания. Хромая собака, танцующий голым Янковский, твинпиксовские карлики, приведение мертвой служанки и не только.

Визуально это, может быть, кого-то удивит, но идейно это кажется бессмысленным нагромождением, красивой оберткой и не более. Похоже, создатели сериала больше внимания уделяли как раз визуальной составляющей: темный, мрачный (хоть и современный) Петербург напоминает о том, что в городе все еще жив достоевский дух, а болезненный желтый подчеркивает достоевские характеры, многие из которых всегда как будто на грани нервного срыва.

youtube.com

В то же время этим характерам уделяется не слишком много внимания: в вышедших сериях они даны несколькими штрихами. Полифония голосов, созданная Достоевским, превращается в неразборчивый гул, прерываемый криками выжившего из ума Раскольникова.

Перерабатывать классику все еще можно, создавая интересные новые прочтения. Однако в сериале «Преступление и наказание» отыскать Федора Михайловича Достоевского невыносимо трудно. Сначала нужно прорваться через набор сюрреалистических сцен, абсурдного совмещения современного города и старинной лексики, а, когда прорвешься, оказывается, что внутри — пустота.

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0