Посмотрела фильм «Дюна 2», которым все восхищаются: визуально — восторг, но есть один жирный минус
В мировой прокат вышел фильм «Дюна: Часть вторая» — продолжение экранизации знаменитого романа Фрэнка Герберта — кинообозревательница Sport24 Анастасия Цой рассказывает о том, какой получилась картина Дени Вильнева. В России, несмотря на отсутствие официального проката, фильм тоже уже вовсю идет в кинотеатрах в рамках так называемого предсеансного обслуживания.
Дюна 2
- Жанр: фантастика, приключения, боевик, драма
- Сценарист: Дени Вильнев, Джон Спэйтс
- Режиссер: Дени Вильнев
- В ролях: Тимоти Шаламе, Зендея, Ребекка Фергюсон, Хавьер Бардем, Остин Батлер, Флоренс Пью, Стеллан Скарсгард, Дэйв Батиста и другие
В конце первого фильма Пол Атрейдес (Тимоти Шаламе) и его мать Джессика (Ребекка Фергюсон) присоединяются к фрименам — местным жителям пустынной планеты Арракис. Пола воспринимают как мессию, Лисана аль-Гаиба, который, как верят некоторые фримены, сделает из пустыни рай. Сам лорд Атрейдес тяготится такой славой, боясь войны, которая может развернуться.
В то же время Джессика, выпив воды жизни — яд, который или убивает выпившего, или открывает ему правду о прошлом, настоящем и будущем, — становится верховной жрицей фрименов. Она, в отличие от сына, верит в его избранность и старается убедить в этом неверующих. Кроме того, она начинает разговаривать с дочерью, которую вынашивает.
Чани и ее подруга, как и некоторые другие фримены, не верят в пророчество, но после того, как Пол говорит о том, что ему не нужна власть, принимают его. Герой учится у фрименов, осваивая езду на песчаных червях и получая имя Муад’Диб.
Религиозная и политическая составляющие «Дюны» выходят на первый план. В кадре появляется император Шаддам IV (Кристофер Уокен) и его дочь принцесса Ирулан (Флоренс Пью), которые вместе с Преподобной Матерью ордена Бене Гессерит (Шарлотта Рэмплинг) пытаются плести интриги, но все идет не по их плану.
С другой стороны Владимир Харконнен (Стеллан Скарсгард), разочаровавшись в Раббане (Дэйв Батиста), который не смог наладить поставки специи из-за нападений фрименов, ставит на его место другого своего племянника — Фейд-Рауту (Остин Батлер). Новый наместник Арракиса — психопат, убивший собственную мать.
И зрители, и кинокритики пришли к консенсусу, что вторая часть «Дюны» — лучше первой. Сам режиссер Дени Вильнев тоже говорил, что зрителей ждет еще больше экшена и эмоций.
И он не обманул: фильм получился еще более эпичным и зрелищным. При этом режиссер сохранил созерцательную неторопливость первой части, а пейзажи планеты Арракис сделал еще более сюрреалистическими. В сочетании со знаменитым цветокорром, потрясающей операторской работой Грега Фрейзера и не менее потрясающей музыкой Ханса Циммера — они оба получили премии «Оскар» за первую часть «Дюны» — вторая часть получилась гипнотическим миражом в пустыне. Это визуальный восторг, который стоит испытать.
Однако, если визуальная составляющая сделана на 5+, то в сценарии есть некоторые проблемы. Пойдем по порядку.
Во-первых, кажется, что Дени Вильнев и его сосценарист Джон Спэйтс не смогли упаковать сложный роман Фрэнка Герберта даже в почти три часа фильма. Зритель, который не читал книгу и уже смутно помнит, что было в первой части, рискует не распутать нить сюжета. До сих пор не очень понятно все, что связано с Бене Гессерит. Возможно, причина в распределении экранного времени: например, линия с героиней Леа Сейду — одной из сестер ордена — необъяснимо короткая и невнятная. При этом много внимания уделяется эпизодам с фрименами, которые ничего не добавляют ни к действию, ни к характерам.
Почему никто не знал про ядерные боеголовки, которые есть у дома Атрейдесов? Почему тогда у других домов и императора нет такого мощного оружия? Чем Лисан аль-Гаиб отличается от Квисатц Хадераха? Вопросов немало.
В том числе и философских — о власти и насилии, предназначении и избранности, вере и фанатизме. Интересно, что из фильма исчезло почти все, связанное с джихадом — видимо, в настоящий момент подобные гербертовские аллюзии выглядят неуместно. При этом фильм все равно выглядит актуально — антиимпериалистическая война, борьба за природные ресурсы, критика «белого спасителя» (это кинематографический троп, в котором белый герой спасает небелых героев) и т. д. Правда, политических, религиозных и философских подтекстов так много, что они все смешиваются, перебивают друг друга, не раскрываясь в четкое послание, которое необходимо блокбастеру.
Во-вторых, не все герои раскрылись во второй части: Чани, которой обещали уделить больше внимания, хоть и получила много экранного времени, но все равно как будто осталась в тени Пола Атрейдеса, Фейд-Раута мог бы стать интересным антагонистом, но, скорее, наводит скуку, Владимир Харконнен все меньше пугает, а император выглядит просто уставшим.
В-третьих, сценаристам, к сожалению, не удается хорошо пошутить, чтобы разбавить серьезность и пафосность происходящего. Фильму как будто, как и Арракису, не хватает свежести.
А вы уже посмотрели вторую часть «Дюны»? Делитесь впечатлениями и мыслями в комментариях!