Посмотрела фильм «Батя 2: Дед»: достойное продолжение ностальгической комедии — захотелось уехать в деревню

В российских кинотеатрах вышел сиквел комедийного хита «Батя». В новом фильме непоседливый Макс на все лето отправляется в гости к дедушке, чтобы познать прелести деревенской жизни и советских методов воспитания. Кинообозреватель Sport24 Елизавета Казакова погрузилась в ностальгию и рассказывает, каким получился лирический скетчком.
«Батя 2. Дед» (фильм, 2025)
Жанр: комедия.
Режиссер: Илья Учитель.
Актеры: Владимир Вдовиченков, Стас Старовойтов, Евгений Цыганов, Надежда Михалкова, Андрей Андреев, Степан Девонин и другие.
У главного героя оригинального фильма Макса (Стас Старовойтов) не получилось сохранить брак с Ирой (Надежда Михалкова). Накануне развода, который навсегда поставил бы точку в отношениях супругов, старший сын (Севастьян Бугаев) сбегает из дома и отправляется на дачу к деду (Владимир Вдовиченков). Супруги прыгают в машину к новому ухажеру Ирины, а по совместительству к семейному психологу (Степан Девонин), чтобы догнать обиженного подростка. В пути Макса ждет психологическая сессия длиною в сутки и погружение в теплые воспоминания о 90-х и детстве в деревне у дедушки (Евгений Цыганов).

В 2020 году набор комедийных скетчей об отношениях отца и сына на заре девяностых стал народным хитом, который пробудил давно забытые воспоминания о забавных, а порой травмирующих методах воспитания. Продолжение было лишь вопросом времени. И вот — спустя пять лет «Батя» снова в здании. Главное место действия переносится из темной постсоветской квартиры в солнечную деревеньку с потрясающими видами на лес и речку, а сюжет разворачивается сразу в трех временных отрезках: послевоенные годы, 90-е и современность.
Центральным персонажем, что уже понятно из названия, становится Дед. Жуланова-старшего в молодости и старости сыграл Евгений Цыганов, которого невозможно узнать под толстым слоем грима. Его первая сюжетная линия о поиске будущей жены, героически спасшей ослепленного солдата от немцев, получилась трогательной и необычной во многом из-за подражания стилистике советских черно-белых фильмов. К концу столетия любовь всей жизни умирает, а герой Цыганова превращается в ворчливого и сурового деда, каким мы его видим уже глазами Максика.

Большая часть картины состоит из юмористических скетчей о летних каникулах. Мрачный контекст первого «Бати» сменяется атмосферой деревенского уюта и теплым цветкором. Через призму лирики и ностальгии даже хлесткие шлепки ремнем за кражу соседских яблок, затрещины ложкой, вырывание зубов с помощью ниточки и мотоцикла и прочие пережитки советского и постсоветского прошлого не вызывают отторжения. Уверенно скажем: «Да, было», а затем дружно похихикаем над дедом, который вместе с внуком копает себе могилу в живописном месте. Франшиза «Батя» быстрее психологов вытягивает наружу подзабытые воспоминания и детские травмы.

Во время просмотра картины Ильи Учителя появляется непреодолимое желание выбраться из офисных клеток мегаполиса и уехать в ту самую, родную деревню, чтобы просыпаться под крик петухов, колесить на великах, слушать пластинки «Мелодия», набивать полный рот свежей земляникой и смущаться при встрече с первой любовью. Если первый «Батя» оставлял тоску и горькое послевкусие, то продолжение дарит самую теплую ностальгию и превосходит оригинал.

Линия с повзрослевшим Максимом и супружескими войнами получилась откровенно слабой. Во многом она нужна для демонстрации идеи о поколенческих травмах, передающихся по мужской линии, и является связующим звеном с двумя другими. Главная мысль о том, что большинство семейных проблем решается честными и откровенными разговорами, показана слишком топорно. Многолетние обиды и конфликты, берущие начало на старте брака, едва ли можно искоренить волшебным спасением от медведя и фразой: «Останься со мной».
Сюжет | 7 |
Динамика | 6 |
Зрелищность | 5 |
Актеры | 6 |
Итоговая оценка | 6 |