Этот легендарный самолет в СССР называли «окурком»: за что он получил такое унизительное прозвище
В 1966 году в СССР был выпущен знаменитый самолет Як-40. Его разработали в ОКБ Яковлева по постановлению Совета Министров СССР — конструкторскому бюро поручили создать замену морально устаревшим Ил-12 и Ил-14.
С этой задачей известный ОКБ справился блестяще. Як-40 стал первым в мире трехдвигательным турбореактивным пассажирским самолетом 3-го класса. Он был способен перевозить до от 24 до 32 пассажиров, садиться на самую убитую ВПП, взлетать буквально с пятачка или на двух двигателях, поэтому стал незаменимым судном для местных авиалиний — самолет позволял прилететь даже в самый небольшой городок и навестить родных. За это его и полюбили.
Як-40 мигом стал популярен в СССР и даже мог обрести международную славу. Заказы на самолет делали из Германии, Италии и даже США. Однако массово распространиться по всему миру самолету помешала затяжная сертификация и особенности производства — представителей других стран не пускали на заводы, который выпускали Яки.
Впрочем, у знаменитого самолета был и один серьезный недостаток. Из-за него он даже получил издевательское прозвище в народе и в среде пилотов.
Центральный двигатель самолета имел S-образный воздухозаборник и отличался повышенной дымностью на взлетном режиме. При этом Як-40 потреблял сравнительно много керосина. Из-за этих факторов его прозвали «Окурок». Также иногда в шутку самолет еще называли «Пожирателем керосина».
Несмотря на это, в СССР самолет был очень популярен вплоть до 1980-х годов. В 1981-м ОКБ Яковлева прекратило выпуск Як-40 и сосредоточилась на производстве Як-42.
Однако в России эти легендарные самолеты все равно эксплуатируются до сих пор. По состоянию на 2019 год несколько самолетов этой модели использовались Вологодским и Камчатским авиапредприятиями и даже погранслужбой ФСБ.