Lifestyle

Американцы украли идею у русских авторов? Культовый фильм «День сурка» обвинили в плагиате из СССР (или России)

YouTube.com
Поделиться
Комментарии
Разбираемся.

Фильм «День сурка», выпущенный в 1993 году, является одним из самых известных комедийных шедевров современного кинематографа. Режиссером фильма стал Харольд Рэмис, а главные роли исполнили Билл Мюррей и Анди Макдауэлл.

Сюжет фильма вращается вокруг персонажа по имени Фил Коннорс, который застрявает во временной петле, переживая один и тот же день — День Сурка — снова и снова. Это дает ему возможность исправить свои ошибки и стать лучше как человек.

«День сурка» стал культовым фильмом благодаря острому юмору, продуманному сценарию и великолепной игре актеров. Он завоевал признание как критиков, так и зрителей, став одним из самых любимых комедийных фильмов конца 20 века.

Кадр из фильма "День сурка"

Правда, есть мнение, что идея фильма не такая оригинальная, как может показаться при первом просмотре. С момента выхода картины Рэмиса, который был в том числе и сценаристом «Дня сурка», несколько раз обвиняли в плагиате.

В первую очередь кинолюбители отсылают нас во времена царской России, когда русский эзотерик, путешественник и писатель Петр Демьянович Успенский выпустил роман «Странная жизнь Ивана Осокина». Главный герой произведения получает способность отправляться в прошлое и пользуется ей в надежде исправить совершенные ошибки. Но регулярно повторяет эти ошибки снова и снова.

Конечно, сюжет не особо похож, но герой Била Мюррея, каждый раз проживая 2 февраля, тоже в условном «сегодня» пытался исправить то, что неверно сделал в условном «вчера».

Правда, сам Рэмис эту теорию опровергает. Об этом он лично написал в аннотации к одному из изданий «Странной жизни Ивана Осокина», которая была выпущена в США.

Есть и другой, более «современный» вариант обвинений в плагиате.

В 1987 году, за шесть лет до выхода «Дня сурка», в СССР появился фильм «Зеркало для героя» режиссера Владимира Хотиненко. Там герой попадает в прошлое и переживает один и тот же день. Учитывая, что эту картину возили на международные фестивали, вероятность того, что создатели «Дня сурка» ее видели, конечно, существует. Но сам Хотиненко не сомневается в воровстве.

«Когда мы «Зеркало для героя» снимали, Надежда Кожушаная придумала этот зацикленный день. Про «День сурка» все помнят, что там был зацикленный день. А то, что это Надежда Кожушаная придумала это, а они наверняка «скоммуниздили», поскольку это можно только украсть, это дважды придумать нельзя», — говорил Хотиненко в 2018 году.

Сколько в словах режиссера правды, сказать сложно. Но произведений, в которых герой «застрял» в одном временном промежутке, и до «Зеркала для героя» было немало. Это и японская анимация «Прекрасная мечтательница» (1984), в которой школьники не могли дождаться праздника, потому что постоянно возвращались в день накануне, и короткометражка французского режиссера Клэр Дэни «15 мая» (1969), где влюбленная пара каждое утро просыпалась… 15 мая. В 1947 году в США вышел фильм «Повторяющееся исполнение». Там для героини один день тоже повторяется снова и снова.

Да и в СССР были примеры. Аркадий Стругацкий под псевдонимом С. Ярославцев написал книгу «Подробности жизни Никиты Воронцова». Там герой проживал снова и снова свою жизнь.

В общем, если Рэмис и украл у кого-то идею, то выбор для воровства у него был явно не маленький.

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0