Lifestyle
8 марта 2025, Суббота, 13:00

6 женщин-режиссеров СССР, фильмы которых обязательно нужно смотреть: от главной сказочницы до победительницы Канн

РИА Новости
Поделиться
Комментарии
Восьмое марта — лучший день, чтобы вспомнить женщин-режиссеров!

В СССР, как и во всем мире, в XX веке профессия режиссера считалась скорее мужской, чем женской. Женщин не так охотно брали во ВГИК — альма-матер большинства советских и российских кинематографистов, также им труднее было пробиться в индустрии, где правили мужчины. Однако, несмотря на сложившуюся ситуацию, в Советском Союзе были талантливые женщины-режиссеры, снявшие картины, которые мы пересматриваем до сих пор.

Мы выбрали шестерых советских женщин-режиссеров, оставивших потрясающее кинематографическое наследие. Но их было больше: например, Ольга Преображенская, чей первый фильм вышел еще в 1916 году, Алла Сурикова, снимавшая энергичные и радостные картины — «Ищите женщину», «Человек с бульвара Капуцинов», Маргарита Барская, которая была инициатором открытия первой в мире детской киностудии «Союздетфильм», и некоторые другие.

Надежда Кошеверова

Надежду Кошеверову можно назвать главной сказочницей советского кинематографа, хотя она снимала в разных жанрах. Но именно она в 1947 году подарила нам «Золушку» по сценарию Евгения Шварца. А в 1968 году сняла «Старую, старую сказку» с Олегом Далем и Мариной Нееловой.

РИА Новости

Надежда Кошеверова

Сказки Кошеверовой были лишены идеологического налета, но говорили со зрителем на современном ему языке и содержали знакомые всем приметы времени.

РИА Новости

Кадр из фильма «Старая, старая сказка»

Юлия Солнцева

Солнцева начинала как актриса немых фильмов, но запомнилась и как режиссер. Самыми известными ее работами стали «Поэма о море» 1958 года и «Повесть пламенных лет» 1960 года.

youtube.com

Юлия Солнцева

В первом фильме она показала строительство Каховской ГЭС в стиле древнегреческого эпоса, а во втором — ужасы Великой Отечественной войны. «Повесть пламенных лет» получила приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале.

Лариса Шепитько

Без Ларисы Шепитько трудно представить «оттепельный» кинематограф. Ее фильм «Крылья» 1966 года размышлял о судьбе фронтовиков, но главной героиней была женщина — бывшая летчица, ставшая директором ПТУ.

РИА Новости

Лариса Шепитько

Кроме того, Шепитько сняла первую советскую картину, получившую главный приз Берлинского кинофестиваля, — «Восхождение» 1976 года. Это фильм по повести Василия Быкова, также исследующий тему войны и вызвавший пристальное внимание цензоров.

РИА Новости

Кадр из фильма «Восхождение»

Динара Асанова

Динара Асанова — ученица режиссера Михаила Ромма — исследовала тему трудных детей и подростков. Ее дебютный фильм — лирическая история о безнадежной влюбленности «Не болит голова у дятла» 1975 года — сразу привлек внимание зрителей и критиков.

РИА Новости

Динара Асанова

Творческий метод Асановой сближал игровое и документальное кино: так в ее драме «Пацаны» 1983 года играли не профессиональные актеры, а настоящие трудные подростки.

Татьяна Лиознова

Татьяна Лиознова подарила нам главный советский сериальный хит — «Семнадцать мгновений весны». Образ Штирлица на долгие годы стал любимым для миллионов людей.

РИА Новости

Татьяна Лиознова

Лиознова снимала и другие популярные фильмы: «Три тополя на Плющихе», «Мы, нижеподписавшиеся», «Карнавал». «Ее фильмы чистосердечны, правда души в них превосходит правду фактов, как это и бывает в жизни с настоящими людьми», — говорил о ее творчестве драматург Александр Гельман.

РИА Новости

Кадр из сериала «Семнадцать мгновений весны»

Кира Муратова

Кира Муратова была одним из самых ярких режиссеров позднего Советского Союза. Она снимала удивительные картины, которые, однако, часто не могли прорваться через советскую цензуру. Фильмы почти всегда клали на полку или урезали.

РИА Новости

Кира Муратова

Но сейчас ее работы — в особенности «Астенический синдром» 1989 года — получили мировое признание, не потеряв актуальности.

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0