«Мы делаем шоу и хотим, чтобы оно жило дальше, а не убить его». Александр Бреганов про «Подземелья Чикен Карри»
«Подземелья Чикен Карри» — популярное YouTube-шоу, которое сплотило множество самых разных людей с разными интересами. Первый выпуск состоялся еще в 2020 году и с тех пор привлек внимание миллионов зрителей. Среди участников шоу появляются известные актеры, комики, музыканты и видеоблогеры, такие как Екатерина Варнава, Антон Шастун и Big Russian Boss.
В последнее время настольно-ролевые игры стали пользоваться большой популярностью, а само шоу столкнулось с рядом проблем, связанных с прекращением показа передачи в кинотеатрах. Корреспонденту Sport24 Полине Прощаевой удалось пообщаться с ведущим Александром Брегановым и узнать о будущем «Подземелий Чикен Карри» и настольно-ролевых игр в России.
— Как возникла идея для шоу «Подземелья Чикен Карри»?
— Идея возникла без меня — в том смысле, что ребята, которые являются продюсерами и авторами шоу, поехали на Украину. Там они снимали, еще до событий СВО, какие-то ролики и поиграли у ребят-стримеров в настольно-ролевые игры старой школы. Им очень понравилось, но они задвинули идею в долгий ящик, потому что у них было много других проектов и они снимали множество самых разнообразных вещей — думать об этом было некогда. В какой-то момент они сели и решили вернуться к этому вопросу.
Одного из людей, которые предложили эту идею, попросили найти мастера игры, который должен был проводить приключения и консультировать ребят, потому что там, насколько я понял, вообще была другая идея — у этого шоу конкретно. И консультировать их по поводу того, как это вообще должно играться в целом.
И потом, после нескольких тестов, очень много изменений было внесено, в том числе в систему, механики, после чего все это обрело ту форму, которую имеет сейчас. Но и эта форма видоизменялась с выходом каждого нового выпуска.
— Есть множество систем для настольно-ролевых игр, например Pathfinder, «Шиноби», «Клинки во Тьме». Почему была выбрана именно DnD?
— На самом деле мы выкинули DnD с самого начала. Это был второй тестовый прогон, и когда мы выяснили, как долго у нас звезды ищут какие-либо характеристики или данные на DnD, мы решили, что использовать ее не будем, хоть нам было и выгодно в принципе иметь что-то уже готовое, для того чтобы можно было что-то объяснять, подсказывать. Сложно человеку искать, разбираться в навыках, плюс еще шесть спасбросков… Они вечно путались с модификаторами. В общем, путаница жуткая. Например, Варнава путалась всякий раз, когда я ее просил кинуть какой-то кубик плюс модификатор — она слишком долго искала, и из-за этого терялся запал и настрой. Так нужно для этой игры.
— Как вы считаете, насколько настольно-ролевые игры востребованы сейчас в России и за рубежом? Где они пользуются большей популярностью?
— Сложный вопрос, тут надо смотреть по метрикам. Метрики показывают, что, например, шоу «Подземелья Чикен Карри» в некоторых своих выпусках намного больше, чем, например, шоу Critical Role. Это удивительно, потому что сама по себе культура у нас не привита, у нас ее нет фактически. К нам настольно-ролевые игры в 90-х завезли живые ролевые игры, они нам рассказали о том, что это такое. А сами игроки в живые ролевые игры не то чтобы очень хорошо играли в настольные, они их считали младшим братом ролевых игр, как некоторые из них называют — мол, это не самое интересное.
В США все произошло с точностью до наоборот: сначала настольно-ролевые игры появились, потом живые ролевые игры, поэтому там есть такая большая, глубокая идея культуры. DnD в этом году исполняется 50 лет, то есть мастерам, которые водят, сейчас где-то 60–70 лет. У нас стаж ролевых игр может достигать 30–40 лет. И такой глубокой культуры, как у них, у нас, разумеется, нет. Это было местечковое хобби, которое все очень любили, но людей было достаточно мало.
Прямо сейчас в России, по крайней мере, и в СНГ, может быть, набирается новый популярный виток, в том числе благодаря шоу «Подземелья Чикен Карри». Ребята великолепно справились с поставленной задачей, и очень много так называемых обычных людей обрелось в хобби, что позволило его оздоровить.
— То есть шоу привлекает новых ролевиков?
— Да, однозначно.
— Как вы придумываете приключения для шоу? Бывало ли такое, что ваши гости от начала до конца игры прошли по заранее заготовленному пути?
— Мы придумываем сначала идею — что будет в какой-то конкретной локации, какие темы мы хотели бы рассмотреть, какое по жанру приключение мы возьмем. Идея приходит кому-нибудь одному из соавторов, и мы все вместе такие: «О, это круто!» — и утверждаем ее. Всякий раз бывает по-разному. Нас всего трое, раньше еще был Антон, и каждый мог вбросить какую-то интересную идею, которую мы развивали.
Сейчас с Гришей и Вадимом мы приезжаем в офис и до трех часов ночи разговариваем на тему того, «во что можно было бы поиграть», «кто будет играть» и «что это будет за приключение». В итоге становится понятно, чем мы будем его наполнять. А наполняем мы чаще всего людьми, персонажами, взаимоотношениями. Мы усиливаем какие-то стороны, но не стараемся давать каких-то конкретных сцен, где у нас герои должны будут выполнить поставленную перед ними задачу или проговорить правильные реплики. Это все остается на плечах наших игроков, поэтому они садятся и играют, как играют. Мы даем две-три точки опоры, например какое-то помещение, но, если наши игроки придумают еще пятое или четвертое и сами его попытаются реализовать, мы будем только рады.
— Как вы выбираете, кого именно из звездных гостей пригласить для участия в игре?
— Этим занимается продюсер: Гриша смотрит списки тех, кто еще не является иноагентом и кого мы могли бы пригласить. В том числе там учитывается то, кого мы не видели, кого реже берем, кого можно пригласить, потому что, во-первых, не все люди придут, а во-вторых, не все продюсеры отпустят своих звезд к нам на шоу.
Потом мы смотрим, кто может импровизировать, кто может устроить хаос за столом, кто эпатажен, кто сейчас на слуху и так далее. В общем, очень много разных критериев, но в основном выбор падает на того, кто может прийти в определенные дни, потому что должны пересечься графики и у других звезд.
— Есть ли кто-то, кого вы очень хотели бы увидеть в шоу, но пригласили и получили отказ?
— Я, честно говоря, не знаю ни одного человека, который бы отказался, и среди тех, кого хотели позвать, в том числе. Я думаю, что мне бы хотелось вообще всех приглашать, но подбором занимаюсь не я.
— Еще в начале июля сеть кинотеатров «Киномакс» приостановила показ шоу «Подземелья Чикен Карри». Как вы и другие участники на это отреагировали?
— Было грустно. Не понятно, за что. Это какая-то месть, наверное. Я не знаю всей подноготной взаимоотношений, которые там произошли и повлияли на выпуск шоу. Было очень грустно, потому что мы так много сделали для того, чтобы праздник для людей возник и кинотеатры в том числе заработали на этом празднике, чтобы ребята повеселились, чтобы сообщество увидело друг друга. Когда люди с одними интересами приходят в одно место, в одну точку, они видят друг друга и потом позже смогут, может быть, завести какие-то новые взаимоотношения, пообщаться, организоваться во что-нибудь.
Нам это нравится, люди об этом разговаривают, рассказывают, да и в кинотеатре совсем другая атмосфера просмотра «Подземелья Чикен Карри». Мне сначала не верилось в то, что есть какая-то другая эмоциональная составляющая, а потом, когда я сходил самостоятельно несколько раз, я увидел, что это реально работает так, как мы представляем себе. То есть вы приходите в кино, и смотреть кино в группе людей — это совсем другое, нежели включить его на YouTube. Поэтому мы расстроились.
— Как это событие повлияло на ваши дальнейшие планы? Пытаетесь ли вы искать новых партнеров среди кинотеатров или подстраивать контент под современные тенденции?
— Честно говоря, никак. И продюсер, и авторский состав весь наш — мы делаем то, что делали, дальше, потому что мы в первую очередь делаем шоу и хотим, чтобы оно жило дальше, а не убить его. И подстраиваться под кого-нибудь… Ну, я не знаю о планах продюсера, этот вопрос скорее к нему. Мы хотели бы оставить какую-то творческую свободу, поэтому мы пока лавируем в возможностях приглашать тех гостей, которых хотим, снимать там, где мы хотим, снимать так и то, что мы бы хотели. Поэтому сказать, что мы активно начали подстраиваться под что-то, — нет. Мы работаем с тем, что имеем.
— В «Подземельях Чикен Карри» присутствует огромное количество отсылок к видеоиграм, кино и известным личностям. Среди них выделяется один из главных антагонистов вселенной — Лорд Властон. Не боитесь ли вы использовать такие отсылки?
— Да как бы мы уже не используем — это раз (смеется). А в целом — чего бояться? Мне кажется, что люди, которые оказываются в нашем шоу, достаточно сильны и крепки духом, чтобы не обижаться на подобные вещи и не испытывать какие-то тяжелые сильные эмоции по отношению к тому, что их показывают в шоу так или так. Все это выдуманные персонажи, и я не думаю, что здесь есть причины, по которым можно было бы обидеться на нас. Если бы боялись, то мы бы, разумеется, не делали бы этого.
— Вы очень любите использовать литературные выражения. В связи с этим даже появился мем про «холодный обжигающий ветер, треплющий волосы». Насколько вас ограничивает формат шоу в этом плане?
— Да я бы не сказал, что это ограничивает, это просто новый навык, который необходимо развивать в обязательном порядке. Это формирование описаний на импровизации, связанных с тем, что у нас есть шоу, у нас есть зрители и я должен работать на аудиторию, а аудитории нужно давать простые и эмоциональные описания, чтобы было понятно, что где стоит, как оно расположено, и формировать у них картинку в голове простыми образами и словами.
Да, я очень люблю художественные описания, и в своих домашних играх я периодически утопаю в потоке описания. У нас куча определений, каких-то старых, сложных слов типа «альковы». Когда описываю архитектуру, пытаюсь больше упирать в настроение и стилистику, нежели в понятность расположения других вещей. У меня и «дороги змеятся на лазурных холмах, ускользая за горизонт», а тут я такого позволить себе не могу. Я должен в каком-то смысле своему зрителю рассказать так, чтобы все было понятно. Не рубленым текстом, разумеется. Можно в каких-то пределах похудожничать и похудожничествовать (смеется).
А так мне необходимо работать четко, ясно и понятно: «смрадный ветер», «несколько домиков с левой и с правой стороны», «дорога по прямой» и так далее, чтобы все было просто, понятно и легко читалось, в том числе гостями. Если описание будет очень длинным, витиеватым, с кучей определений — они потеряются и забудут, зачем они вообще здесь были.
— Помимо шоу, вы также являетесь куратором направления «геймдизайн» в Высшей школе экономики. Знают ли преподаватели о вашей деятельности и как они к ней относятся?
— Да, они знают. Более того, иногда получается так, что мы периодически сидим вместе в различных заведениях для того, чтобы поболтать, как-то расслабиться, пообщаться и пообсуждать программу в том числе. И меня периодически узнают в барах и других заведениях, поэтому все прекрасно знают, все осознают, но у нас рабочие отношения.
Меня периодически спрашивают, что и каким образом работает в «Подземельях Чикен Карри». Я им, разумеется, рассказываю, у меня нет в этом плане секретов. Шоу открытое, оно абсолютно простое в том плане, что люди примерно представляют, каким образом оно создается, поэтому тут очень немного секретов. Только секреты, которые спойлеры, которые мы не раскрываем специально для того, чтобы вы не потеряли ощущение сказочности и веселья при просмотре. Негативного какого-то отношения нет, позитивное — есть, нейтральное — есть. В большей степени мы работаем вместе, поэтому чего-то особенного я не замечал.
— Кто ваш любимый и нелюбимый игрок?
— Раньше я бы сказал, что Никита Кукушкин (признан иноагентом Министерством юстиции РФ) нелюбимый игрок, но теперь я теряюсь, потому что его не хватает. Это можно назвать абьюзивными отношениями, в которых мне очень хочется вернуть его обратно. Я просто понял, какую часть шоу он занимал, и мы ее потеряли. К сожалению для шоу, разумеется. И в каком-то смысле для себя, потому что вся эта проба меня на прочность вызывала некий конфликт на уровне «игрок — мастер», что позволяло делать еще больше веселых шуток для вас, для всех зрителей в целом.
Нравится мне очень много разных игроков: и Варнава, и Олеся, и Дима, и много других ребят. Практически все, кто у нас был, они определенным образом раскрылись, показали себя и очень понравились. У меня даже были некие сомнения. В одном из последних выпусков участвовал совсем неопытный игрок, и мне почему-то казалось, что этому новичку будет довольно сложно влиться, мне придется его каким-то образом тормошить, разогревать, чтобы он что-то делал, но нет — приятно удивил и сделал максимально эффективные и классные действия, которые помогли продвинуться по сценарию всей игровой группе. Он очень хорошо играл, и у меня это вызвало какой-то своеобразный восторг.
— Где вы планируете развивать свой контент, если YouTube все-таки заблокируют?
— Не знаю. Нужно поговорить с продюсером — может быть, он как-то подсветит нам эту информацию. Пока ответа на этот вопрос нет, но вопрос хороший.