За эти слова Гребенщикову пришлось публично извиняться. Музыкант опять сболтнул лишнего
Ни для кого не секрет, что Борис Гребенщиков и Виктор Цой были близкими друзьями и много времени проводили вместе — шумно отдыхали в компании и даже принимали участие в записи альбомов. Например, в студийной версии песни «Алюминиевые огурцы» БГ сыграл на колокольчиках. А Цой, в свою очередь, присутствовал на свадьбе Гребенщикова и Людмилы Шурыгиной.
Но после трагической смерти лидера «Кино» Борис Борисович стал делиться малоизвестными фактами из жизни группы. В 2010 году в программе «История российского шоу-бизнеса» на телеканале СТС он рассказал, что в конце 80-х Цой и его коллектив часто выступали перед бандитами.
«В конце 80-х — начале 90-х в России были прецеденты, когда приходили люди в малиновых пиджаках с пистолетом и говорили: «Играй вот такую песню». Это было и с группой «Кино» в конце 80-х, — вспоминал Гребенщиков.— Юрий Айзеншпис (был директором и продюсером группы) лично сдавал их в аренду бандитам. Он вышел из тюрьмы, это были его люди. Группе «Кино» могли позвонить в четыре часа утра и сказать: «Ну-ка быстро поднимайтесь! Тут браткам нужно, чтобы вы сыграли». Было неприятно, как рассказывают. А им деваться было некуда. Сотрудничество с Айзеншписом — это была смерть группы. Музыкально им оно пошло на пользу, потому что они развились в очень сильную группу, но условия, в которых они жили, были не очень приятные».
Слова БГ сразу обросли сомнениями — ведь люди в малиновых пиджаках появились в 90-е, когда Цоя уже не было в живых. Для многих история Гребенщикова показалась мерзкой и лживой.
Реакция от коллег последовала мгновенно. Например, гитарист «Кино» Юрий Каспарян сказал, что история с братками, рассказанная БГ, напоминает ему испорченный телефон. А Георгий Гурьянов был вовсе в шоке от слов лидера «Аквариума»:
«Какая чушь. Странное утверждение. Чего Гребенщикову неймется? Говорить он может что угодно, но то, что группа «КИНО» играла перед «братками» или могла играть, это не про группу «КИНО, — утверждал Гурьянов. — Это факт. Недавно вот думал об этом. Никогда нам не заказывали что-то сыграть. Этого никогда не было, подчеркиваю. Мы заказывали, чтобы играли нам».
Довольно сдержанно отреагировал лишь участник первого состава «Кино» Алексей Рыбин — он напомнил всем, какую важную роль сыграл Гребенщиков в становлении Цоя: «БГ ничего сверхудивительного не сказал. В шоу-бизнесе много чего происходит такого, о чем фанаты и не догадываются. И надо помнить, что Борис — не просто лучший друг Витьки, а учитель, помощник, наставник, который вообще вывел в люди этот проект, образец для подражания во всех смыслах. Если бы не БГ, Витя вряд ли стал бы тем, кем стал. Борис его научил очень многому. И он Витьку искренне любил и любит до сих пор».
Гребенщикова осудили многие друзья и близкие Цоя — режиссер фильма «Игла» Рашид Нугманов даже позвонил Борису Борисовичу, чтобы тот извинился за свои слова. БГ его просьбу выполнил:
«Приношу свои извинения; эта история была рассказана мне кем-то лет пятнадцать тому назад и — как выясняется теперь — нисколько не соответствует истине, — говорил Гребенщиков. — Очень сожалею, что она попала в СМИ. Все. Вопрос должен быть закрыт».
Правда, спустя два года лидер «Аквариума» в интервью Евгению Додолеву вновь развил эту тему — он признался, что о выступлениях «Кино» перед преступниками ему рассказал знакомый бандит, имени которого он не помнит. В очередной раз слова Гребенщикова опроверг Нугманов:
«Такого не было. Группа «Кино» никогда не сдавалась в аренду бандитам, ни под дулом пистолета, ни по собственной воле, ни тем более по приказу Айзеншписа, — твердил Рашид Мусаевич. — Айзеншпис был нанятым директором группы, а не ее руководителем, и не мог диктовать им подобные вещи. Ни Виктор, ни ребята из «КИНО» никогда не были холуями, какими их — вольно или невольно — пытаются выставить. Герои остаются героями, какую бы возню ни заводили вокруг их имен.
Причины такого поведения БГ? Зависть? Ревность? Недосуг выяснять. Не вижу смысла. В первый раз у него прокатило за ошибку. Второй — это уже убеждение. Мне и самому доводилось изумляться потокам небылиц, текущим в мой адрес от тех, кого я считал если не друзьями, то хотя бы близкими людьми — при этом без всяких видимых оснований».