Еще мудрейший Омар Хайям восхищался загадочной чертой, присущей человеку: слова, которые заставляют задуматься
Сочинения жившего около тысячи лет назад мудреца и ученого Омара Хайяма на протяжении нескольких последних лет становятся все более популярными. Основной причиной этого можно назвать повышение интереса читателей к своему внутреннему миру — позывам, чувствам, желаниям — и желание разобраться в себе в целом. Ведь культовый Хайям в данном контексте — чрезвычайно полезный автор.
Еще в эпоху Средних веков персидский мыслитель существенно опередил свое время в вопросах изучения человеческой природы. Даже сейчас, спустя столько веков, он остается намного убедительнее среднего психолога. И уж тем более поэтичнее его — художественный талант Хайяма раскрывается в жанре рубаи ничуть не менее величественнее, чем глубина его интеллекта.
Так, например, произошло и в случае со следующим четверостишием:
Загадочность всего — безмерье бытия.
Пред безднами его ничто и ты, и я.
Но весть, что есть оно, мы все-таки вмещаем —
Приток большой реки, хоть малая струя…
Омар Хайям фиксирует, насколько ничтожным выглядит любой человек в сравнении с необъятностью вселенной. Но вместе с тем не позволяет идти от этого пункта по пути самоуничижения, как в контексте данных размышлений принято у многих других философов. Хайям напоминает, что своя роль, свой вклад в формирование бытия делает и человек. С одной стороны, все мы вместе взятые — «приток большой реки», то есть значительная часть этого мира. Этого уже достаточно для того, чтобы не замкнуться в размышлениях, будто все мы всего лишь песчинки, ни за что не отвечающие и ни на что не могущие претендовать.
И в то же самое время Хайям намекает на «весть, что есть оно (бытие)» внутри каждого из нас. Очевидно, речь про человеческий микрокосмос — соединение всех наших чувств, представлений, личностных черт. Все, что встречается во вселенной (добро, зло, любовь, ненависть), уже есть внутри каждого из нас — и именно в этом заключается уникальность и даже исключительность нашей природы.