Жизнь

Вы всю жизнь смотрели на легендарную картину и не замечали одну деталь: внимание на Иисуса и Иуду

Леонардо да Винчи
Поделиться
Комментарии
Есть сходство?

Мир искусства давно окружен тайнами. В картинах великих мастеров ищут скрытые символы, тайные послания и даже зашифрованные коды. Иногда это выглядит как фантазия, но порой открытия оказываются настолько неожиданными, что заставляют по-новому взглянуть на знакомые шедевры.

Так произошло и с работой Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Есть несколько деталей, заметив которые, уже невозможно смотреть так же, как раньше.

Сюжет «Тайной вечери» традиционен: Христос сообщает апостолам, что один из них предаст его. Но художник делает акцент не на символах, а на человеческой реакции: жестах, мимике, внутреннем напряжении. И здесь особенно важно сравнение двух фигур: Иисуса и Иуды.

Ключевое — в деталях

Иисус находится точно в центре композиции. Его фигура спокойна и неподвижна, линии перспективы сходятся к его голове. Он словно отделен от общего шума и тревоги, охвативших апостолов после слов о предательстве. Его жесты открыты, ладони обращены к зрителю — знак принятия и жертвы.

wikipedia.org

Иуда сидит по правую руку от Христа, но его легко не заметить с первого взгляда. Леонардо намеренно не отделяет его от остальных учеников, как это делали художники до него. Иуда не вынесен на край стола и не заклеймен явно. Напротив — он находится среди всех, почти сливаясь с группой.

Однако именно в деталях художник выдает его.

wikipedia.org

Лицо Иуды частично погружено в тень. Он отодвинут назад, его поза напряжена, а в руке он сжимает мешочек с серебряниками. Но есть еще один, куда более тонкий знак — просыпанная соль. Перед Иудой на столе опрокинута солонка. Эта деталь настолько мала, что ее редко замечают даже на хороших репродукциях. Между тем в христианской и бытовой символике соль означала союз, верность, чистоту. Просыпать соль считалось дурным предзнаменованием и знаком разрыва.

Кем вдохновлялся автор?

Согласно преданию, Леонардо сначала нашел идеальный образ для Христа — юного певчего из церковного хора с чистым и вдохновенным лицом. Спустя несколько лет, когда работа над «Тайной вечерей» была почти завершена, художник долго не мог найти подходящего натурщика для Иуды. И однажды он увидел в сточной канаве опустившегося человека — грязного, пьяного и изломанного жизнью. Его привели в собор, и с него был написан образ предателя.

Когда работа была закончена, мужчина взглянул на картину и сказал:

«Я уже видел эту картину раньше… Три года назад, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа».

Эта легенда приводится, в том числе, в повести Пауло Коэльо «Дьявол и сеньорита Прим».

Историки считают историю красивым мифом. Но ее появление стало возможным именно благодаря новаторской задумке Леонардо: Иуда еще за одним столом с остальными, а предательство лишь угадывается в деталях. Возможно, именно поэтому зрители веками ищут сходство между двумя образами.

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0