Жизнь

В СССР запретили этот фильм с великим Высоцким в главной роли: не спасло даже письмо Брежневу

РИА Новости
Поделиться
Комментарии
Для членов съемочной группы такое решение стало большим сюрпризом.

В основу фильма «Интервенция» с Владимиром Высоцким в главной роли легла пьеса Льва Славина под названием «Величие и падение дома Ксидиас», созданная еще в 1932 году. Параллельно со съемками этой картины шла театральная постановка «Интервенции», которая была признана успешной.

В центре сюжета лежит гражданская война начала 20 века. События происходят в занятой иностранными войсками Одессе. Оккупационные власти ведут охоту на революционера и руководителя группы большевиков-подпольщиков, занимавшихся пропагандой среди иностранных солдат Евгения Бродского. Его и играет Высоцкий, написавший специально для этой картины четыре песни. Также экранный герой Владимира работает репетитором 19-летнего сына банкирши Ксидиас. В марте 1919 года она донесла на Бродского, в результате чего его вместе с другими подпольщиками арестовали и казнили.

РИА Новости

Режиссером картины стал небезызвестный Геннадий Полок. Он был настроен возродить традиции театра и кино, сняв фильм в стиле балаганных и уличных представлений. Поначалу такая концепция руководителям советского кино была по душе, но со временем все изменилось. Посмотрев финальную версию фильма, у них создалось впечатление, будто Полок хочет представить революцию как ярмарочный балаган и дискредитировать большевиков. Причем недовольны были не только чиновники, но еще и автор самой пьесы — Лев Славин. Для рабочей группы фильма такая реакция стала откровением, поскольку они были уверены в успехе картины и ожидали исключительно хвалебных и положительных отзывов. Однако в Госкино заключили, что фильм можно признать грубой творческой неудачей. По их мнению, режиссер допустил серьезные сценарные просчеты и не смог «найти точного художественного решения картины».

Как итог — 17 мая 1968 года был прописан Приказ Председателя Комитета при Совете Министров СССР Романова:

— Просмотр и обсуждение этого фильма показали, что режиссер Г. Полока не справился с задачей создания кинокартины на важную тему. В фильме с обывательских позиций показана обстановка в южном городе в годы Гражданской войны. Целая вереница безвкусных, лишенных всякого смысла эпизодов составляет содержание этой картины. Избранная режиссером фарсовая стилистика пришла в полное противоречие с героико-революционным пафосом литературной первоосновы и исходным замыслом фильма. Изображение героической борьбы революционеров-подпольщиков теряется в потоке нелепых масок, фарсовых сцен и в результате выглядит окарикатуренным. Изобразительное решение фильма неинтересно, чуждо традициям советской кинематографии.

РИА Новости

Члены съемочной группы были категорически недовольны таким исходом. Поэтому ими было решено написать письмо на имя Леонида Брежнева, чтобы спасти фильм. Однако никакой реакции за этим не последовало — сообщение отчаявшейся киногруппы осталось без ответа.

«Полока, создавая «Интервенцию» — красочное экранное зрелище, переполненное озорными отсылками к самым разнообразным произведениям советской эпохи, — работал на «заминированном поле»: даже когда он самым беззлобным образом переосмыслял кадры и мотивы советской киноклассики, его фильмы воспринимались руководством как насмешка над идеологией, главным оружием аппаратчиков… Конечно, власти обычно бывают более нетерпимы к эстетике, чем к идеологии, и кинематографическое руководство не могли не раздражать условные краски и решения фильма… Но главная причина запрета ленты была столь постыдна для режима, что о ней не говорилось вслух. Недавно отгремела «Шестидневная война», а среди героев этого «одесского» фильма было, разумеется, много евреев. Налетчики в сдвинутых на ухо канотье пришли сюда из Бабеля, мечтатели со скрипочками — из Шагала. Когда средства массовой информации по спущенной сверху команде враз завопили об «израильских агрессорах», фильм со столь любовно и густо выписанным национальным колоритом был обречен — и не имело значения, «советский» он или «антисоветский», — объяснял бан картины киновед Олег Ковалов.

РИА Новости

В результате наложенных «санкций» картина была отложена на полку почти на 20 лет. Ее выпустили в прокат лишь в 1987 года — спустя семь лет после смерти Владимира Высоцкого. Местами фильм пришлось переозвучивать, поэтому в некоторых моментах главный герой разговаривает голосом Алексея Булдакова.

«Двадцать два года «Интервенция» пылилась на полке. Пылилась решительно ни за что. Художнику промямлили что-то в том духе, что революция вызывает чувство благоговения, уж никак не смеха, тем более такого балаганного, к которому приглашает фильм. Художник отвечал: мы смеемся не над революцией, а над ее врагами. Ему разъяснили дополнительно: вы не поняли, здесь веселые, тем более пародийные, краски неуместны. Сегодня у Полоки двойной праздник. Время иногда награждает мужественных. Телевидение сняло с полки четырехсерийное «Наше призвание». «Интервенция» — тоже повод для поздравлений. Справедливость наконец-то восстановлена. Общество получило труд художника, скрываемый от всех нас по прихоти бюрократов. И… И давайте зачислим его в шедевры? Таково привычное свойство нашего обиходного мышления», — писал кинокритик Виктор Демин.

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0