В СССР об этой обуви мечтал почти каждый, а сегодня носить ее бы никто не додумался: как вышли из моды галоши

«Купила мама Леше отличные калоши, калоши настоящие, красивые, блестящие…» — эту песенку в СССР знали даже те, кто никогда не носил галоши. В 1930-е они считались прорывом, в 1950-е стали обыденностью, а позже — символом неловкости. Но история этой обуви куда интереснее, чем кажется на первый взгляд.
Как появились галоши
В Россию галоши пришли еще в конце XIX века. Первые резиновые накладки на обувь массово производились в Петербурге, а после революции широкую известность получил ленинградский завод «Красный треугольник». К середине 1950-х он выпускал уже около сотни артикулов — от мужских рабочих до женских лакированных моделей на тонкой подошве.

Главная задача галош была проста — защитить туфли или ботинки от влаги и грязи, продлить срок службы обуви и сохранить ноги в тепле. Их носили поверх валенок зимой и на туфли или ботинки осенью и весной. Историк Н. Б. Лебина отмечает, что «галоши очень удобны в условиях резкой перемены погоды», особенно в ленинградскую слякоть. Настолько удобны, что в 1955 году появились женские модели, которые можно было носить прямо в дамской сумочке — на случай внезапного дождя.
Несбыточная мечта 1930-х
Сегодня трудно поверить, что галоши могли считаться роскошью. Но в начале 1930-х купить их было непросто. «[…] В начале 30-х годов не у многих хватало денег на эту комфортную и рациональную вещь. Она тогда стоила 15 рублей, а средняя зарплата не превышала 120. Для большей части советских людей, как, например, для молодого ленинградца А. Г. Манькова, впоследствии известного историка, покупка галош в 1933 году представлялась несбыточной мечтой», — пишет Лебина в книге «Повседневность космоса и кукурузы».

Их берегли: до войны внутри галош закрепляли металлические буковки с инициалами, чтобы не перепутать свои в гардеробе. А новая пара в семье становилась событием. Народное отношение отражала ироничная прибаутка: «Спасибо Сталину-грузину, что обул нас у резину», — делятся в Дзене.

От дорогой покупки к обыденности
К концу 1950-х галоши стали доступны почти каждому. И именно тогда они начали терять престиж. После Всемирного фестиваля молодежи в Москве (1957) и выставок в Сокольниках, где демонстрировалась западная обувь, галоши стали восприниматься как знак отсталости от моды.
Неслучайно в языке закрепилось выражение «сесть в калошу» — оказаться в неловком положении.
Воспоминания сохранили этот перелом:
— «Калоши резко перестали носить где-то в конце 50-х. В 1959 году дедушка пришел из поликлиники и долго ругался, что в гардеробе перестали принимать калоши. Ха! До бахил додумались только через 50 лет!»

А для некоторых галоши оставались частью жизни дольше:
— «В галошах как обуви осенью и весной ходила до 1992-го. Потом стали жить лучше, и в 1992-м купила хорошую обувь».
Галоши в культуре
Эта обувь стала частью культурного кода. Она появляется у Корнея Чуковского в «Телефоне» и «Крокодиле». В советской детской песне «Алешины галоши» они звучали гордо — и это тоже о времени, когда обувь могла стать символом радости.
Сегодня
Сегодня галоши почти исчезли с городских улиц, но остались в дачной и сельской жизни — как удобная и практичная обувь, которая по-прежнему защищает от грязи и влаги. Их место в городе заняли кроксы, резиновые сапоги и сабо.

Но история показывает: то, что вчера было мечтой, завтра может стать символом обыденности, а послезавтра — снова вернуться как модный тренд. И не исключено, что однажды галоши действительно появятся на подиумах — уже как переосмысленный знак времени.



