Жизнь

В СССР клип Пугачевой запретили из-за безобидного поступка певицы: какие претензии были у властей к «Айсбергу»

youtube.com
Поделиться
Комментарии
Речь про клип «Айсберг».

В эпоху Советского Союза культура и искусство проходили через строгую цензуру, и даже такие легендарные артисты, как Алла Пугачева, не были застрахованы от внимания органов контроля. Одним из наиболее примечательных эпизодов в этом отношении стал запрет на показ клипа «Айсберг» — одной из самых известных песен Пугачевой. В чем же заключалась причина такого решения?

Премьера клипа «Айсберг» состоялась на Ленинградском телевидении в 1984 году. Но сразу после показа ролик вызвал настолько сильную реакцию у властей, что его решили запретить. Этот шаг удивил многих, ведь песня к тому времени уже стала настоящим хитом. Однако суть проблемы крылась не в самой композиции, а в том, как она была представлена на экране.

youtube.com

Автор слов песни Лидия Козлова поделилась своими мыслями о том, почему клип вызвал столь резкую реакцию у цензоров. По ее мнению, причиной могло стать изображение Пугачевой, лежащей на санках. В те времена показ лежащего человека на экране воспринимался как нечто недопустимое, порой даже намекающее на вульгарность. Для тех, кто привык к строгим нормам советской морали, такая сцена могла показаться провокационной.

«Наверное, потому, что там Алла лежит на санках, когда лежачего человека живого было опасно показывать, казалось, что это уже какой-то намек на п*рно. Там ничего подобного нет», — объяснила Лидия Козлова телеканалу «Звезда».

Режиссер клипа, по словам Козловой, трактовал песню «Айсберг» как размышления о сложных человеческих отношениях. Козлова уверена, что клип символизирует терпение, которое необходимо для поддержания любви и семейных отношений. Однако даже такой метафорический подход не смог убедить цензоров.

«Видимо, мы были такие всегда закрытые, что с первого кадра, когда сидит человек за роялем как бы снежный или ледяной, неживой — это у людей вызвало какую-то напряженку. Я не могу сказать. Лично я понимаю отношения, в том числе, главное — любовные отношения, семейные отношения двух людей, прежде всего, держатся на любви и терпении. Вот этот клип как раз это терпение и показывает», — поделилась мнением Лидия там же.

Запрещенный клип был обнародован лишь спустя десятилетия, накануне 70-летия Аллы Пугачевой, в 2019 году, когда он был опубликован на YouTube-канале Гостелерадиофонда России. Этот эпизод вновь напомнил о том, как жестко контролировалась культура в Советском Союзе и какие парадоксы цензуры существовали в те времена.

Интересно, что с высоты времени эта работа многими воспринимается совсем иначе: вместо скандальности, зрители увидели в нем глубокую символику и эмоциональную насыщенность, что лишний раз подчеркивает его художественную ценность.

  • «Такая концовка философская, мурашки по коже от этого клипа и песни»,
  • «Клип далеко не «ни о чем», он об отношениях с собой, с судьбой, с миром, о бытии человека в этом мире, о долгом пути к себе, о поиске себя, о любви вообще, досмотрите до конца клип хоть»,
  • «Единственное, что сразу вспоминаешь при этом клипе — что, мы были тогда молоды… И так жалко всего, что прошло, что рыдать хочется…», — пишут в Сети.

Были и те, кто попытался понять причину запрета клипа по-своему:

  • «Сначала я подумал, что клип осудили потому что усмотрели в нем намек на БДСМ (быт и досуг советской молодежи), ведь Пугачева как госпожа, в дорогой шубе лежит на санях, а ее раб тянет сани по снегу, вдоль реки как бурлак на волге. Но потом выяснилось, что покорным рабом оказалась сама Пугачева, а это уже какой то скрытый смысл, в котором просто никто не захотел разбираться»

Так история с музыкальным клипом Пугачевой стала еще одним свидетельством, как иногда самые невинные и тонкие работы могли быть неправильно поняты в контексте своей эпохи.

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0