За оскорбление этого фрукта в Китае приговаривали к смерти: все из-за одного случая, связанного с манго

XX век в истории человечества устлан дорогой трагических событий, многие из которых в современном мире выглядят ужасающе абсурдно. Один из таких примеров — безумный культ манго в Китае, развернувшийся в 1968 году, в разгар «культурной революции».
Во время «культурной революции», которую провозгласил китайский правитель, революционер и коммунист Мао Цзэдун — под предлогом борьбы с реставрацией капитализма, — убивали и репрессировали оппозиционеров, духовенство, интеллигенцию, а также уничтожали исторические и культурные памятники. Считается, что во время этого исторического периода (1966–1976 гг.) в той или иной степени пострадали около 100 миллионов человек.
При этом, чтобы попасть под горячую руку хунвэйбинов — отрядов из школьников и студентов, поддерживавших Мао Цзэдуна, — необязательно было высказывать оппозиционные, ревизионистские мысли. Жертвой насилия уличных банд, которыми, по сути, и являлись хунвейбины, мог стать каждый житель Китая.
Кроме того, хунвейбины конфликтовали и между собой. Так, в июле 1968 года университет Цинхуа в Пекине превратился в поле боя между двумя группировками. Мао, понявший, что градус насилия перешел критическую отметку, приказал 30 тысячам безоружных рабочих штурмом взять здание. Несмотря на численное превосходство, рабочие понесли тяжелые потери: их закидывали кирпичами, копьями, серной кислотой и самодельными бомбами. Пять человек погибли, а около 700 получили ранения.
Когда рабочим все-таки удалось занять университет, диктатор в качестве благодарности послал им 40 манго. К фруктам была приложена записка, в которой говорилось, что теперь именно рабочие, а не студенты — основная сила «культурной революции».
Почему же Мао отправил рабочим именно манго? На самом деле все просто: за день до этого партию фруктов, практически неизвестных в Китае, подарил главе государства министр иностранных дел Пакистана, прибывший с визитом. Самому Мао фрукт показался отвратительным, так что, когда выпала возможность отправить целый ящик манго своим почитателям, он ею воспользовался.
Среди рабочих, которые никогда не видели экзотический фрукт, манго вызвали ажиотаж. Вот что пишет историк Фрида Мурк: «Никто в Китае в то время не представлял, что такое манго. Рабочие всю ночь разглядывали, нюхали, поглаживали их и думали, что за магический фрукт послал им лидер. Поскольку их подарил сам Мао, манго вызывали у рабочих трепет».
В итоге рабочие решили не есть манго, моментально названный священным фруктом, и сохранить плоды в первозданном виде. Для этого их замачивали в банках с формальдегидом и заливали воском, но ни один способ не помогал: через несколько дней манго начинали гнить. Тогда рабочие сварили плоды в огромной кастрюле с водой, а затем каждый попробовал по ложке драгоценного эликсира.
После этого на фабриках начали массово выпускать искусственные манго, которые затем возили по стране. Рабочие фотографировались с ними и дрались за снимки, поэты посвящали манго стихотворения, затем фрукту начали устанавливать алтари, а также подвергать публичным расправам тех, кто насмехался над ним. Например, в одной из китайских провинций протащили по улицам и казнили мужчину, пренебрежительно сравнившего манго с бататом.
Каждый житель Китая должен был почитать фрукт. Сомнение в его значимости приравнивалось к сомнению в величии Мао Цзэдуна. При этом что именно символизирует манго, никто не знал.
Однако китайское правительство такая безумная ситуация полностью устраивала. Наоборот, они решили ею воспользоваться: в честь манго проводились парады, печатались плакаты и устраивались выставки.
Культ манго продлился в Китае 18 месяцев и закончился почти сразу, как только государство полностью подавило движение хунвэйбинов. Очень скоро экзотический фрукт распрощался со своим «священным» статусом, и китайцы начали прозаично использовать восковые фигурки манго в качестве свечей, когда дома отключали электричество.