Оказывается, в русских сказках желания неслучайно исполняла именно щука: в этом скрыт особый смысл

Кто не помнит сказку о Емеле-дурачке, который щуку пощадил, а та взамен исполнила его желания? В народном фольклоре множество сюжетов, где героиней становится щука. Но почему именно эта рыба, а не карась, лещ или окунь? Оказывается, есть несколько объяснений.

Популярная промысловая рыба
Щука — одна из самых распространенных и широко известных рыб. Еще в 1875 году натуралист Л. П. Сабанеев в книге «Рыбы России. Жизнь и ловля» писал, что «пудовые щуки» (16,3 кг) водятся в России «повсеместно».
«Щука — самая или одна из самых крупных рыб многих водоемов и рек России (Европы). Этот признак (par exellence), а также ее хищный нрав, по-видимому, и определили представление о том, что щука является хозяином воды», — из статьи кандидата исторических наук Наталии Евгеньевны Грысик «Щука в верованиях, обрядах и фольклоре русских».
Но «хозяйка воды» появилась в народных сказках не просто из-за своих размеров и распространенности.
Представительница мира мертвых
В древних представлениях о мире щука как обитательница водной стихии, по одной из версий, была связана с миром мертвых.
«В соответствии с балто-славянскими представлениями о вертикальной трехчленной структуре мира, рыбы, в частности щука, являются классификаторами нижнего мира — мира мертвых», — пишет Н. Е. Грысик там же.
Ее пеструю окраску считали одним из признаков нижнего мира.

По русским представлениям щука могла выступать вестником смерти. Верили, что, если перед рыбаком махнет хвостом щука, ждать ему кончины в течение двух лет. Также щуку воспринимали как имеющую знакомство с нечистой силой. Отсюда и ее способности менять реальность точечно.
«Щука в сказке исполняет желания, имеет близкое знакомство с нечистой силой. Почему именно с нечистой силой, а не с Богом, как в сказке «Золотая рыбка»? На наш взгляд, это можно объяснить тем, что Щука исполняет только абсурдные желания: то ведра сами идут домой, то топор рубит лес без человеческого участия, а дрова сами бегут прямиком в печь, то эта же самая печь катает Емелю по городу, то чудным образом в дурака и лентяя Емелю влюбляется королевская дочь. Причем происходит только точечное изменение реальности, тогда как в сказке «Золотая рыбка» реальность преобразуется «от и до», — из статьи учителя русского языка и литературы Анастасии Андреевны Агафоновой «Ихтиологические образы в русских народных сказках».
Олицетворение души человека
По еще одной версии, щука олицетворяет душу, именно поэтому исполняет только духовные желания.
«А потому что славяне знали, что жизнь вышла из воды, и рыбы издревле считались прасуществами, прародителями всего живого. Во времена христианства рыбы стали олицетворять душу человека, блуждающую в океане Мировой души. Недаром же Христос считался рыбаком, то есть ловцом человеческих душ, который направляет их на верный путь в Царство Небесное. В сказочном мире именно щука считалась особой рыбой, умеющей исполнять желания человеческой души, то есть не материальные желания, а те, что душа просит, — духовные», — объясняет историк Елена Анатольевна Коровина в статье «Знаем ли мы свои любимые сказки?».
Именно из-за этих древних связей с миром мертвых и духовными сферами щука стала настолько частым мистическим персонажем в русских народных сказках.
Оберег древних славян
Кроме мифологических интерпретаций, щука имеет и практическое значение в повседневной жизни славянских народов. Ее оберегающие свойства, амулеты из зубов и костей использовались для защиты от болезней и зла.
«Острые щучьи зубы и кости обладают отвращающим и потенцирующим действием. Например, они способны успокаивать колющую боль: от колотья в боках или в груди пьют настой щучьей челюсти […] или порошок сушеных щучьих зубов», — находим у советского и российского филолога Александра Викторовича Гура в книге «Символика животных в славянской народной традиции».
Именно в зубах щуки, по мнению народа, заключалась могущественная жизненная сила.
Такая тесная связь с реальными аспектами жизни объясняет появление щуки как персонажа народных сказок. Ее образ продолжает вдохновлять и волновать наши умы, оставаясь символом тайны и чудес в сказочной ткани нашей культуры.


