Теперь понятно, почему у посуды в СССР сверху был черный ободок: в нем крылся практический смысл

Эмалированная посуда — неотъемлемая часть любого дома СССР. Сложно представить быт советской эпохи без тех самых эмалированных кружек, тарелок и тазиков — «с цветочками». Наверняка и у вас где-то завалялась посуда тех времен — например, на антресоли.
Такие чашки и тарелки хотя бы раз точно видел каждый житель постсоветского пространства старше 20 лет. И скорее всего, многие замечали одну интересную деталь эмалированной посуды из СССР: ободок и кружек, и тарелок всегда черный.

Но задумывались ли вы, с чем это связано? Оказывается, такую фишку эмалированная посуда СССР получила неслучайно.
Все дело в особенностях процесса изготовления посуды. В СССР он включал несколько стадий: нанесение грунтовки, сушку, обжиг, покрытие эмалью и повторный обжиг. После этого изделие при необходимости украшали узорами или рисунками.
Черный цвет в основании появлялся благодаря грунтовке, в состав которой входили оксиды никеля, кобальта и марганца. При высоких температурах именно эти элементы окрашивали металл в темный цвет — технически почти вся эмалированная посуда изначально черная!

После остывания изделия покрывали светлой эмалью, которая при финальном обжиге становилась твердой и блестящей. Однако на сложных участках — например, ободках и ручках — эмаль плохо держалась, часто отслаивалась. Вы наверняка и сами в этом убеждались, когда с ручек ваших кружек постепенно стиралась эмаль в процессе эксплуатации.
Так вот, чтобы не допустить такого же эффекта на ободке, где стершаяся эмаль смотрелась бы совсем некрасиво и неприятно, на заводах ее специально удаляли. Получается, черный ободок — не что иное, как советский лайфхак, необходимый для того, чтобы не отпугнуть покупателей.