Теперь понятно, почему на свадьбах в СССР появилась эта традиция: люди так делают до сих пор
«Вот промчались тройки звонко и крылато, и дыхание весны шло от них, и шагал я совершенно неженатый, и жалел о том, что я не жених», — пел Муслим Магомаев в 1971 году. Так певец описывал одну важную традицию из древности, которая сохранилась и изменилась в СССР. Когда советские дороги заполнились автомобилями, звук колокольчиков заменился сигналами машин. Но что значила эта традиция изначально?
На Руси катание на свадьбе было неотъемлемой частью свадебных обычаев и называлось свадебным поездом. Молодожены катались на тройках, в каретах, зимой на санях или шли пешком под звуки гармони и песен, веселясь и радуясь вместе с приглашенными гостями. Дружка звонил в колокольчики, и этот звон был не только забавным развлечением, символизирующим радость. Он оберегал молодых от злых духов.
«Перед отправлением поезда дружка отдавал команду быть всем по местам, «как соколам по гнездам», три раза обходил поезд с караваем хлеба и иконой, хлестал крест-накрест кнутом, стучал им по дугам лошадей и звонил в колокольчики, отгоняя таким образом «нечистую силу» и оберегая поезд от порчи и сглазу», — описывает обычаи кандидат исторических наук Николай Владимирович Зорин в книге «Русский свадебный ритуал».
В те времена считалось, что в день свадьбы молодожены особенно уязвимы. И многие традиции оберегали и защищали их от «нечисти».
В Советское время сигналили уже скорее из радости и веселья. Сегодня во время свадьбы гости продолжают эту традицию, чтобы пожелать молодоженам счастья и благополучия в новой жизни. И хотя значение традиции изменилось, она остается частью истории, которая живет в современном мире.