Жизнь
17 декабря 2024, Вторник, 18:30

Русский художник рисовал топовые мультсериалы США: оставил родину, прославился на весь мир, вернулся через 30 лет

Getty Images
Поделиться
Комментарии
Удивительная история Игоря Ковалева!

Мультипликация позднего Советского Союза была очень разнообразной, интересной и часто ни на что не похожей. В 80-е годы начали снимать полнометражные анимационные фильмы, причем в совершенно разной стилистике: например, в «Тайне третьей планеты» Романа Качанова прослеживается влияние поп-арта, в мультфильме «Падал прошлогодний снег» его создатель Александр Татарский экспериментировал с пластилиновой анимацией, а в мультфильме «Корова» художник Александр Петров использовал технику живописи по стеклу. И это только несколько из многих примеров!

С приходом Михаила Горбачева и объявлением политики гласности многие режиссеры анимационных фильмов обратились к теме недостатков советского общества, о которых раньше нельзя было говорить. Однако изменились не только темы, но и стилистика мультфильмов: начал преобладать упрощенный рисунок с грубыми штрихами. Наиболее полно это отражалось в работах студии «Пилот» — первой негосударственной студии анимации в СССР. Одним из ее создателей был мультипликатор Игорь Ковалев.

Советский период

Игорь Ковалев учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров на отделении мультипликационного кино, где в то время преподавали создатель «Ежика в тумане» Юрий Норштейн, режиссер «Винни-Пуха» Федор Хитрук и другие известные кинематографисты. Однако наибольшее влияние на Ковалева оказал эстонский мультипликатор Прийт Пярн, так что он загорелся идеей мультипликационного артхауса.

РИА Новости

Игорь Ковалев

Одним из первых проектов, на которых Игорь Ковалев работал как художник-мультипликатор, был мультсериал «Приключения капитана Врунгеля», который приобрел статус культового и до сих пор остается на слуху. Об этом произведении можно говорить много, но что касается анимации — Ковалев использовал технику перекладки (это техника покадровой съемки плоских фигур из бумаги или картона), но также добавлял рисованную анимацию и использовал настоящие кинокадры. В «Капитане Врунгеле» уже прослеживаются авангардные приемы: например, имитация киносъемки.

youtube.com

Затем Ковалев работал над «Пластилиновой вороной». Именно он сделал пластилиновые фигуры вороны и дворника, а также придумал, как нарисовать достоверные «детские» рисунки — для этого он рисовал только левой рукой.

youtube.com

Однако сильнее всего стиль Игоря Ковалева прослеживается в мультфильмах «Крылья, ноги и хвосты» и «Следствия ведут Колобки», которые выходили во второй половине 80-х годов.

В первом главные герои — нетипичные животные (гриф, страус и ящерица), к тому же нарисованные в своеобразной манере. Во втором пародируются советские детективы «Следствие ведут ЗнаТоКи», а героями выступают братья-сыщики. В обоих мультфильмах используется тот самый упрощенный рисунок с грубыми штрихами.

youtube.com

Еще более интересным кажется сюрреалистический мультфильм Ковалева «Его жена курица», сюжет которого сложно не только описать, но и понять. Этот мультфильм завоевал ряд премий на международных кинофестивалях, а также после его выхода Игоря Ковалева пригласили в США.

Американский период

В 1991 году Игорь Ковалев уехал в Лос-Анджелес. После переезда он 15 лет работал режиссером и художником-постановщиком на анимационной студии Klasky Csupo, которую основал венгерский мультипликатор Габор Чупо.

РИА Новости

«Когда я приехал в Америку, я, естественно, волновался. Я знал, что это другая культура. До этого был там только один раз, когда путешествовал по разным штатам, тогда меня и пригласили на работу. Я не переехал, не эмигрировал. Я был уверен, что это максимум на пару лет. У меня были проблемы только с языком — я не мог говорить. Но благодаря моей бывшей жене, которая была профессиональной переводчицей, я заговорил довольно быстро. Все очень просто: я был единственный русский в коллективе, никто меня не понимал, и мне пришлось заговорить.

Естественно, меня многие спрашивали, в чем разница. Нет никакой разницы. Понятно, что культура другая. Но я все-таки считаю — это мое мнение, — что менталитет русского человека намного ближе к менталитету американского, чем, например, к Западной Европе. А так люди такие же, сумасшедшие аниматоры, одержимые, есть талантливые, а есть неталантливые», — рассказывал Ковалев.

В Америке Ковалев был одним из создателей анимационного сериала «Настоящие монстры» для детского телеканала Nickelodeon. Заметно, что на стиль «Настоящих монстров» повлиял мультфильм «Следствие ведут Колобки».

Кроме того, Ковалев работал над американскими мультсериалами «Симпсоны», «Ох уж эти детки!», «Шоу пьяного ворона» и другими, а также над полнометражным мультфильмом «Карапузы».

youtube.com

Кроме того, Ковалев снимал авторские анимационные фильмы: например, фильм «Молоко», сценарий которого, как признавался сам режиссер, был написан под влиянием поэзии Иосифа Бродского.

Возвращение в Россию

В 2010 году из-за болезни матери Игорь Ковалев вернулся в Россию. «Тимур Бекмамбетов и продюсер Елена Маленкина узнали об этом и предложили мне взяться за проект «Алиса знает, что делать!», — рассказывал режиссер.

Мультипликационный сериал «Алиса знает, что делать!», основанный на серии фантастических книг про Алису Селезневу советского писателя Кира Булычева, стал первым проектом Ковалева в современной России.

youtube.com

«Алиса» по тому, как она снята и смонтирована, сделана как голливудский проект, потому что, по словам Ковалева, именно такую цель поставил перед ним Бекмамбетов.

«Но я не могу сделать голливудский сериал, если идея не моя, сценарий не мой. Будь это целиком мой сериал, если бы я был продюсером, там было бы совершенно другое изображение, совершенно другой дизайн. Всего было сделано три разных дизайна, и один из них был мне близок, я очень хотел его протолкнуть. Но устроили фокус-группу с детьми и их родителями, и показали им три разных стиля. Процентов 70 проголосовало за тот дизайн, который есть — более понятный, более традиционный, более, как я его называю, сисиписечный. Ну, скажем, «Маша и медведь». И продюсеры не могли это проигнорировать, потому что хотели продать сериал», — делился режиссер.

Getty Images

После «Алисы» Игорь Ковалев выступал продюсером продолжения «Простоквашино», которое выходило в 2018 и 2019 годах. Также он продюсировал и другие проекты.

«В отечественной анимации безумно талантливые ребята. Очень много наших молодых режиссеров работает на высоком профессиональном уровне. <…> Блестящий фильм Наташи Чернышовой «Два друга» сделан ювелирно, смешной фильм, с гэгами, тонкий, блестящий, но это фильм для детей. <…> Хороший фильм у Дины Великовской «Кукушка», очень искренний фильм.

Но наша анимация более инфантильна. Все-таки у нас еще осталось в мозгу, что анимация должна быть для детей. <…> Кто-то однажды сказал: «Для того чтобы сделать авторский фильм, нужно три компонента: свобода, фантазия и возможность, шанс, то есть деньги». Может, я не прав, но мне кажется, что у иностранных студентов чуть больше свободы внутри», — поделился Ковалев.

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0