Эту деталь замечают единицы: почему несуществующий режиссер указан во многих голливудских фильмах

Наверняка каждый увлеченный киноман хотя бы раз замечал в титрах фильмов странное и незнакомое имя — Alan Smithee. Казалось бы, это очередной малоизвестный режиссер, засветившийся в провальном проекте. Но на деле Алан Смити — это вовсе не человек, а официальный псевдоним, за которым скрывались настоящие режиссеры, не желавшие ассоциировать себя с результатами своей работы.
Этот уникальный феномен — одна из самых любопытных и мрачноватых историй Голливуда, отражающая закулисные конфликты, цензуру и борьбу за творческую свободу.
Откуда же взялся Алан Смити?
История появления псевдонима уходит в 1968 год, когда Американская гильдия режиссеров (Directors Guild of America, DGA) впервые официально разрешила его использование. Поводом стал фильм-вестерн «Смерть стрелка» (оригинальное название — «Death of a Gunfighter»). Процесс съемок оказался настоящей катастрофой: первоначального режиссера Роберта Тоттена заменили на Дона Сигела, а главная звезда картины, актер Ричард Уидмарк, фактически диктовал свои условия и вмешивался в постановку.

Ричард Уидмарк
После окончания работы ни один из режиссеров не захотел видеть свое имя в титрах. Гильдия была вынуждена найти выход: по правилам, в титрах должен быть указан хотя бы один режиссер. Так и появился вымышленный «Alan Smithee» — достаточно редкое имя, чтобы не перепутать с настоящим человеком, и достаточно звучное, чтобы не вызвать подозрений у зрителей. Забавно, что критики тогда похвалили режиссуру картины, не зная, что ее сняли двое человек, а имя в титрах фальшивое.
«В картине хорошо сыграли актеры второго плана — Джон Саксон, Майкл МакГриви. Дарлин Карр, Кент Смит и Ларри Гейтс, а также остроумная режиссура Алана Смити и удачная сценография Джозефа Калвелли», — отмечал Говард Томпсон из газеты The New York Times.
Когда и почему использовался псевдоним?
Псевдоним «Alan Smithee» применяли в случаях, когда режиссер терял контроль над творческим процессом, например, если студия перекраивала фильм, удаляла сцены, меняла концовку или добавляла спецэффекты без согласия автора. Это позволяло сохранить профессиональную репутацию: формально фильм «вышел», но режиссер словно снимает с себя ответственность за его итоговую версию.
Но просто отказаться от имени было нельзя — DGA требовала, чтобы режиссер доказывал отсутствие творческого контроля. Только после этого допускалось использование псевдонима.
Известные фильмы под именем Алана Смити
В Голливуде имя Alan Smithee со временем стало настоящей культурной меткой. Вот лишь несколько проектов, в которых оно появлялось:

Кадр из фильма «Дюна» Дэвида Линча
- «Дюна» (1984) — режиссер Дэвид Линч отказался от своей фамилии в расширенной телевизионной версии. Он был крайне недоволен тем, как студия перемонтировала фильм. В титрах значится Alan Smithee.
- «Восставший из ада 4: Кровное родство» (1996) — режиссер Кевин Ягер не признал финальную версию фильма и тоже стал «Смити».
- «Птицы 2: Край земли» (1994) — сиквел легендарного фильма Хичкока. Режиссер Рик Розенталь настоял, чтобы в титрах вместо него был указан Alan Smithee.
- «Гори, Голливуд, гори» (1997) — сатирическая комедия о режиссере по имени Алан Смити, который пытается снять свое имя с провального фильма. Ирония в том, что режиссер этой ленты Артур Хиллер тоже отказался от авторства (считал, что продюсер Джо Эстерхаз вмешивался в его творческий процесс), и в титрах снова появился Alan Smithee. Этот фильм стал настолько скандальным и абсурдным, что фактически привел к отмене псевдонима.
После выхода и провала фильма «Гори, Голливуд, гори» (вышел всего в 19 кинотеатрах и собрал в США всего $45 779 при бюджете около $10 млн) использование имени Alan Smithee стало достоянием широкой публики. Тайна была раскрыта, и каждый зритель, видя это имя в титрах, понимал: фильм настолько плох, что автор не захотел брать за него ответственность.
В 2000 году Гильдия режиссеров официально запретила использование этого псевдонима. Тем не менее многие режиссеры продолжают скрывать свое участие под другими вымышленными именами — менее известными и более креативными.
Кстати, Алан Смити уже давно вышел за пределы кино. Его имя стало синонимом творческого отказа. Оно встречается в музыкальных клипах (например, в клипе группы Metallica на песню Some Kind of Monster), телешоу и даже видеоиграх. В сатирических контекстах им до сих пор пользуются сценаристы и режиссеры, желающие намекнуть на конфликт с продюсерами или вмешательство студии.