Жизнь

Оказывается, в СССР сняли свою версию «Властелина колец»: потерянные пленки нашлись только в наши дни

youtube.com
Поделиться
Комментарии
Удивительная экранизация.

Оскароносная фэнтези-трилогия «Властелин колец» по праву считается самой успешной адаптацией литературного произведения. Режиссер Питер Джексон оставил глубокий след в мировом кинематографе, воссоздав на экране монументальный труд писателя Джона Рональда Руэла Толкина. Но мало кто знает, что в Советском Союзе «Властелина колец» экранизировали раньше, чем в Голливуде, и сделали это самым скромным способом — в формате телеспектакля.

youtube.com

В 1991 году Ленинградское телевидение выпустило постановку «Хранители» по первой части эпопеи Толкина. Режиссером и автором сценария выступила Наталья Серебрякова, музыку написал Андрей Дюша Романов из группы «Аквариум», который также стал рассказчиком. В актерский состав вошли знакомые зрителям артисты театра и кино: Виктор Костецкий (Гэндальф), Георгий Штиль (Бильбо), Валерий Дьяченко (Фродо), Сергей Паршин (Том Бомбадил). Эльфа Леголаса неожиданно сыграла девушка, дочь режиссера Ольга Серебрякова.

Телеспектакль показали всего один раз, в апреле 1991 года, после чего он бесследно исчез в пыльных архивах. Долгое время считалось, что эта версия «Властелина колец» — миф и теория заговора, придуманная фанатами-толкинистами. В 2021 году «Хранителей» неожиданно нашли, и Пятый канал выложил архивные записи на своей страничке в YouTube. Реакция зрителей не заставила себя долго ждать: одни смеялись над наивностью, кустарными декорациями и смешными злодеями в рогатых шапках, другие увидели в этом проекте уникальный артефакт эпохи.

Бюджет у «Хранителей» был фактически нулевой, поэтому костюмы и декорации доставали из запасников канала, грим создавали из подручных средств. Эффекты тоже выглядели по-советски наивно: фейерверки дорисовывали от руки, а магию передавали странными звуками, напоминающими музыку из видеоигр. Тем не менее съемочная группа выкладывалась по полной и всеми силами старалась оживить постановку. Некоторые сцены снимали на природе, а актерам приходилось работать буквально между репетициями и спектаклями в театре.

  • «Мы использовали все, что мог предложить телеканал в те времена, — рассказал актер Сергей Шелгунов. — Задники, дешевый пластиковый реквизит, парики, грим — все, что мы могли достать бесплатно. Наташа хотела создать таинственную атмосферу. Для этого она поставила несколько свечей перед камерой и снимала сцены как бы сквозь них, чтобы у картинки был эффект размытия».
youtube.com

Съемки «Хранителей» оказались максимально сжатыми: весь процесс занял всего девять часов, растянувшись примерно на неделю. Канал выделял команде лишь по два-три часа студийного времени, после чего площадку нужно было экстренно освобождать под другие телепередачи. По воспоминаниям актеров, репетиции длились не дольше часа, а сцены снимались длинными дублями, нередко с первого раза. За участие в «Хранителях» артисты получили примерно четверть своей театральной зарплаты, что считалось скорее символической благодарностью.

Сегодня эта находка воспринимается как забавный пример изобретательности советского телевидения. Режиссер Наталья Серебрякова, которая сейчас проживает за границей, была тронута, когда увидела свой потерянный телеспектакль. В шутку или нет она заявила, что охотно продолжила бы работу над сиквелом «Хранителей».

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0