Оказывается, царица из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» смотрела в пол неспроста: дело не в скромности

Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» давно стал неотъемлемой частью новогодних праздников. Его традиционно показывают по телевидению в конце декабря, и для многих он превратился в такой же символ Нового года, как мандарины, оливье и бой курантов. И именно поэтому особенно удивляет, что в столь, казалось бы, выученной наизусть картине до сих пор остаются детали, о которых знают немногие. Одна из них связана с образом царицы Марфы Васильевны Собакиной.
Что за сцена?
Речь идет об эпизоде в царских палатах, когда «исполняющий обязанности царя» Иван Васильевич Бунша и Жорж Милославский приглашают к столу царскую невесту.

«Прошу вас, прошу вас к нашему столу… сюда, прошу, пожалуйста», — суетливо зазывает Бунша, стараясь соответствовать новой роли.
«Простите, одну минуточку… ваше имя-отчество?» — уточняет он.
«Марфа Васильевна я», — удивленно отвечает девушка.
«Чудесно! Очаровательно! Марфа Васильевна!»
На эту сцену обычно смотрят как на одну из самых комичных в фильме: самозванцы пытаются держаться по-царски, путаются в словах, а растерянная девушка выглядит тихой и скромной. Однако при внимательном просмотре бросается в глаза одна деталь — Марфа Васильевна почти все время смотрит в пол. Она не поднимает глаза ни на «царя», ни на гостей, даже когда к ней напрямую обращаются.
Легко предположить, что так создатели фильма подчеркивают нравы XVI века: кротость и покорность молодой царской жены. Тем более что персонаж Марфы Васильевны Собакиной вполне исторический — она действительно была одной из жен Ивана Грозного и царствовала всего 15 дней, с конца октября по середину ноября 1571 года.
Но в действительности этот взгляд в пол появился вовсе не как заранее продуманный художественный жест. Его причина оказалась связана не с эпохой Ивана Грозного, а с событиями, которые произошли с исполнительницей роли незадолго до начала съемок.
Реальная причина поведения царицы
Роль Марфы Васильевны Собакиной в фильме исполнила Нина Маслова — актриса с яркой внешностью и сильной экранной энергетикой. К моменту съемок у Леонида Гайдая она уже была известна по фильмам «Большая перемена» и «Афоня» и считалась одной из самых заметных молодых актрис своего поколения. Однако участие в «Иване Васильевиче» оказалось для нее испытанием не только профессиональным, но и личным.
За несколько недель до начала съемок Маслова попала в тяжелую ситуацию. По ее собственным воспоминаниям, актрису жестоко избил супруг. Последствия были очевидны и не поддавались маскировке: под глазом появился сильный синяк, который не удавалось скрыть даже плотным гримом. Когда костюм Марфы Васильевны уже был готов, а съемочная группа собиралась выходить на площадку, стало ясно, что участие актрисы в фильме может сорваться.
Маслова обращалась к врачам, надеясь ускорить заживление, но единственный совет, который она получила, был прост и беспощаден — ждать. Синяк сходил медленно, а Леонид Гайдай всерьез переживал, что придется либо переносить съемки, либо искать замену на роль царской невесты.
К счастью, к началу работы над фильмом следы побоев действительно исчезли. Однако, как позже признавалась сама актриса, уверенности это не добавило. Маслова боялась, что на глазу все еще заметно покраснение, и старалась лишний раз не смотреть прямо в камеру.

«Я бегала по всем клиникам, чтобы «снять» синяк. Врачи сказали, что надо ждать. Синяк прошел, но я думала, что у меня покраснение в глазу. Поэтому глазки у меня все время подтуплены», — цитировала актрису «Экспресс газета».
Парадоксально, но именно эта вынужденная деталь сделала сцену еще более выразительной. Скромная, почти незаметная Марфа Васильевна резко контрастирует с суетливыми и самодовольными «самозванцами», усиливая комизм эпизода — ценой личной боли актрисы, оставшейся за кадром.



