Мультфильм из СССР, который нельзя показывать детям: на Западе эту жуткую картину наградили премией

Перестройка оставила неизгладимый след в культуре угасающего СССР. С одной стороны, страна вкусила плоды невиданной ранее свободы и раскрепощения, с другой — из-за политических волнений и неопределенности народные настроения были тревожными и мрачными. Одним из тех, кто уловил этот вайб и смог проиллюстрировать переживания советского человека, стал эпатажный художник Иван Максимов. Падение цензуры как раз пришлось кстати — творец ни в чем себя не ограничивал.
Четырехминутный мультфильм Максимова «Слева направо» 1989 года из сборника «Фру-89» (от слова «фрустрация» — состояние подавленных потребностей) представляет собой бессюжетный сюрреалистичный видеоряд. Если верить описанию, то мы видим психоделический сон голодного красного щенка, а сам щенок, к слову, символизирует советский народ.
Разворачивается полная несуразица с неопознанными существами, которые двигаются только вперед по направлению слева направо. Что примечательного здесь можно увидеть: мутанты разного калибра, некоторые из которых поглощают других, человеческая многоножка в очках, летающее существо с человеческим носом и ногами, слон с человеческими руками. И еще многое-многое другое.
В конце этого жутковатого, но завораживающего трипа несчастный щенок получает косточку, так что у истории своеобразный хэппи-энд. Отдельного внимания заслуживает музыка — мелодия иронично подчеркивает сумасшествие происходящего и усиливает воздействие.
«Слева направо» был удостоен приза на фестивале VITA LONGA, а сегодня мультфильм регулярно попадает в списки лучших психоделических анимаций СССР. В цикл «Фру-89» также входит серия «Жертва» — сюжет изобилует невероятно смелым и откровенным контентом для того времени. Но это уже совсем другая история еще одной человеческой фрустрации.