Скрытое послание Микеланджело на знаменитой фреске замечают единицы: кому великий художник показал фигу
Сикстинская капелла — шедевр мирового искусства, который не перестает удивлять зрителей и специалистов уже более пяти столетий. И потолок капеллы, расписанный Микеланджело, до сих пор вызывает восхищение своей грандиозностью и глубиной. Как выяснилось, на этой легендарной фреске есть скрытое послание от автора, обнаруженное современниками.
Секрет фрески «Пророка Захарии»
Все началось с книги 2008 года раввина Бенджамина Блеха и писателя Роя Долинера «Секреты Сикстинской капеллы», которая вызвала бурные обсуждения среди искусствоведов и поклонников творчества Микеланджело. В своей работе авторы рассказали, что в фресках Сикстинской капеллы можно найти скрытые символы и послания, которые, по их мнению, выражают протест художника против папской власти.
Одной из самых спорных деталей является фигура пророка Захарии, изображенного с выражением спокойной сосредоточенности. Удивительно, но исследователи заметили, что его черты лица поразительно напоминают Папу Римского Юлия II — человека, заказавшего эту грандиозную работу. Однако еще более интригующей деталью стало поведение одного из ангелов, изображенного позади пророка. Если присмотреться, то можно заметить, что этот ангел показывает старинный жест — а именно, «фигу»!
Этим жестом, считают авторы книги, Микеланджело выразил свое недовольство папской властью и коррупцией, разъедавшей церковь в то время.
Конфликт между Микеланджело и Папой Римским
Ссора между Микеланджело и Папой Юлием II была не менее значительной, чем сама роспись Сикстинской капеллы. Сначала художник был приглашен в Рим для создания гробницы Юлия II. Однако Папа Римский отказался оплачивать приобретенный скульптором мрамор. Разъяренный Микеланджело покинул город, но спустя время и поддавшись уговорам Юлия, вернулся и продолжил работать, но уже над другим проектом — потолком Сикстинской капеллы.
Роспись потолка Сикстинской капеллы на начальном этапе была для него принудительной. Микеланджело считал себя в первую очередь скульптором и не хотел браться за столь обширную живописную работу. Однако Папа Юлий II стоял на своем, а для Микеланджело это было возможностью доказать свое мастерство, и проект был начат в 1508 году.
По воспоминаниям современников, между Микеланджело и Юлием II часто происходили конфликты из-за времени и характера выполнения работы. Папа был нетерпелив и желал увидеть результаты как можно скорее, в то время как Микеланджело считал необходимым проработать детали и потратить на работу больше времени. Существует легенда, что Юлий II, недовольный медленными темпами росписи потолка, ворвался в Сикстинскую капеллу и ударил Микеланджело посохом.
Несмотря на эти ужасающие подробности, всего за 4 года Микеланджело Буонарроти удалось создать один из величайших шедевров эпохи Возрождения.
Рискованный протест или миф?
Возвращаясь к предположению Блеха и Долинера о том, что Микеланджело изобразил пророка Захарию в образе Папы Юлия II, многие современные искусствоведы подвергают это сомнению. Доктор Арнольд Нессельрат, куратор музеев Ватикана, утверждает, что столь масштабный проект не мог быть выполнен без согласия Папы, и Микеланджело вряд ли мог бы позволить себе такие скрытые нападки. Марко Буссальи, профессор истории искусств, назвал это проявлением «синдрома Дэна Брауна» (автора романа «Код да Винчи»), напоминая о склонности видеть заговоры там, где их нет.
Тем не менее, интерес к скрытым символам в искусстве не утихает. И этот спорный вопрос только подчеркивает, насколько велико и многогранно наследие Микеланджело.